Как сообщил председатель Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Анатолий Котов, в настоящее время власти готовят стратегию развития Петербурга до 2030 года. В документе будут прописаны цели, задачи, приоритеты, сценарии экономического развития и механизмы достижения поставленных Смольным задач. Разделы стратегии будет посвящены в том числе жилищной политике, строительству инфраструктуры и решению транспортной проблемы. Документ планируется принять до конца 2013 года.
В рамках стратегии будет утверждена подпрограмма развития городских территорий. Согласно ей в Петербурге предлагается формировать особые приоритетные зоны, которые за бюджетный счет будут обеспечиваться инфраструктурой. «Уже давно нам надо было определиться с районами, которые нуждаются в первоочередном развитии. Сама подпрограмма будет ориентирована на повышение качества жизни петербуржцев. Для этого в таких зонах инфраструктура будет строиться в первоочередном порядке», – сообщил Анатолий Котов.
Он отказался уточнить, сколько всего территорий приоритетного развития будет сформировано – лишь пояснил, что пилотная зона может появиться уже после 2014 года. И она будет располагаться на юге города. Точные границы сейчас уточняются. Не исключено, что она будет включать территорию города-спутника «Южный». Отметим, что этот проект – один из немногих, который после прихода к власти команды губернатора Георгия Полтавченко был поддержан городским правительством, а также федеральным центром.
Как подчеркнул Анатолий Котов, инициатива уже обсуждалась с губернатором, который одобрил создание первой территории на юге.
Опрошенные БН эксперты поддерживают предложение Смольного наконец определиться с перечнем территорий, которые должны развиваться в первоочередном порядке. Однако отмечают, что строительство инфраструктуры за счет бюджета на отдельно взятых территориях поставит застройщиков в неравное положение. Одним придется тратиться на коммуникации из своего кармана, другие же придут на все готовое.
Заместитель директора Института территориального развития Владимир Аврутин отмечает, что идея разделения города на приоритетные зоны обсуждалась уже давно. Однако при этом к подготовке стратегии и соответствующей подпрограммы представители профессионального сообщества почему-то до сих пор не привлекались. «Мне ничего не известно об этом документе», – добавляет он.
Владимир Аврутин считает, что от разделения на зоны развития Петербург только выиграет: город по площади слишком велик, чтобы «размазывать» бюджетные деньги по всем районам. «Однако мне представляется несколько странным выбор пилотной зоны – на юге. Там нет ни дорог, ни сетей. Поэтому реализация инициативы потребует больших бюджетных вложений. Гораздо эффективнее было бы создать первую зону в центральной части, в районах бывших промышленных предприятий», – считает он.
Главный аналитик Группы компаний «Бюллетень Недвижимости» Сергей Бобашев согласен, что выбор первой пилотной зоны в южной части города вызывает вопросы. «Население, проживающее там, уже сейчас вынуждено ездить на работу в центр и на север Петербурга. Для решения транспортных проблем разумнее было бы развивать те районы, которые востребованы у населения и где уже сейчас имеются рабочие места», – отмечает он.
Главный аналитик Setl Group Владимир Копылов добавляет, что от создания зоны на юге могут выиграть многие застройщики. «Но необходимо четко представлять, как конкретно город планирует прокладывать сети: тянуть их из Пушкина и Павловска либо, наоборот, со стороны Московского района и Шушар. При втором варианте развитие получат проекты, в рамках которых уже сейчас запланировано возведение около 5-6 млн кв. м жилья. Как только правительство представит свои планы по инфраструктуре, строительство жилья на юге ускорится», – подчеркивает он.
Примечательно, что в течение 2012 года власти неоднократно заявляли, что инфраструктуру за свой счет должны возводить инвесторы, а не город. При этом в течение всего прошлого года отношения девелоперов и чиновников строительного блока стремились к охлаждению, а требования к застройщикам ужесточались. Новую инициативу городских властей можно рассматривать как ответ на многочисленные прогнозы экспертов о возможном уходе петербургских строителей в другие регионы и замораживании ранее намеченных жилых проектов.