Муниципальный округ «Лиговка-Ямская» расположен в южной части Центрального района Петербурга. Его территория ограничена нечетной стороной Невского проспекта (от площади Восстания до Александро-Невской лавры), четной стороной Лиговского проспекта, набережной Обводного канала и проспектом Обуховской Обороны.
На территории две станции метро: «Площадь Александра Невского» и «Лиговский проспект». Кроме того, на границе округа – станция метро «Площадь Восстания».
Дети проходных дворов
Топоним «Лиговка» – один из самых древних на территории Петербурга. В переписной окладной книге Водской пятины 1500 года упоминается река Лига. На ее берегу стояла деревня Лигово (приблизительно там, где сейчас железнодорожная станция с тем же названием). В XVIII веке от этого места к центру города был прорыт канал для снабжения фонтанов Летнего сада. После того как фонтаны были закрыты, Лиговский канал зарыли и он превратился в улицу.
Застройка территории округа «Лиговка-Ямская» более молодая, чем застройка его соседей по Центральному району. Дома на отрезке Невского проспекта, который петербуржцы называют Староневским, не без исключений, но в большинстве своем построены во второй половине ХIХ века и позднее. Это была практически окраина Петербурга – дальше только Александро-Невский монастырь и Невская застава.
Но, по крайней мере, это была, хотя и не парадная, но все-таки часть главного проспекта города. Застройка Лиговского проспекта гораздо беднее – в основном рядовые доходные дома, а за ними промышленные здания. Прежде всего внимания заслуживают корпуса Чугунолитейного и механического завода Франца Сан-Галли. Именно там были изготовлены знаменитые решетка Летнего сада, ворота Зимнего дворца.
Сам Франц Сан-Галли имел особняк на Лиговском проспекте (дом № 62), поближе к работе. Однако доходные дома предпочитал строить в более престижных местах.
Вообще же, Лиговка, во многом благодаря Николаевскому вокзалу (теперь Московский), была местом притяжения люда не самой высокой культуры. Здесь проживали ямщики, ломовые извозчики, грузчики. Было немало ночлежек для людей, выброшенных на «дно жизни», – территория вроде московской Хитровки и одесской Молдаванки.
Слово «Лиговка» уже тогда стало нарицательным обозначением мест скопления тунеядцев, проституток, наркоторговцев и прочего сброда. Однако, благодаря «царскому режиму», высокой культуре предпринимателей тех лет, большому количеству церквей, территория с годами развивалась и преображалась. Так, например, на Лиговском, 10-12 (сейчас там гостиница «Октябрьская»), было открыто «Государственное Общество Призрения», где предоставлялся кров беспризорникам. Там их пытались по возможности приучить к вере, труду и культуре.
После революции церкви закрыли, фабрики национализировали, дома призрения упразднили либо «перепрофилировали». То же общество на Лиговском, 10-12, стало «Государственным общежитием пролетариата» – в сущности, аббревиатура та же – ГОП. Благодаря ей нарицательное «лиговская шпана» трансформировалось в «лиговские гопники».
Лиговка оставалась «гопницким» районом до недавнего времени. Среди устойчивых выражений ленинградцев были такие: «Плеваться отправляйтесь на Лиговку, а здесь ведите себя культурно!», «Вы что, с Лиговки к нам?» (как укор в непристойном поведении).
В проходных дворах ближе к вокзалу и бывшему ГОПу и сейчас «дежурят» мелкие торговцы наркотиками, а в арках зябнут «ночные бабочки». Строки из песни «Тутанхамон», «если ты пьешь с ворами, опасайся за свой кошелек», Вячеслав Бутусов написал именно тогда, когда проживал в Лиговке.
Нет худа без добра
Тем не менее в последние годы территория в значительной мере менялась к лучшему. Многие ветхие дома реконструировались под коммерческую недвижимость. Некоторые в настоящее время расселены и ожидают инвесторов.
Значительная часть коммунальных квартир выкупалась под мини-отели. Особенно активно этот процесс шел на Невском проспекте в доходных домах ближе к Александро-Невской лавре, а также на наиболее приличном отрезке Лиговского проспекта между Сангальским садом (садик при усадьбе Франца Сан-Галли) и Обводным каналом.
Криминальная репутация Лиговки, как это ни покажется странным, сослужила хорошую службу округу в части обеспеченности социальными объектами. Советская власть пыталась улучшить быт граждан на заселенной большим количеством деклассированных элементов территории. Поэтому там чаще открывались различные общественные учреждения. В частности, сегодня в Лиговке едва ли не больше мест в детских садах, чем в самых престижных округах города.
Как и все территории исторического центра округ, при высокой концентрации автотранспорта, испытывает недостаток зеленых насаждений. Но все-таки в нем имеются довольно просторные зеленые зоны, чего не скажешь об округе по другую сторону Лиговского проспекта – Владимирском. Помимо упомянутого Сангальского сада, в состав округа входит сквер на углу набережной Обводного канала и улицы Черняховского, а также территория Александро-Невской лавры.
Привокзальная жизнь
Именно вблизи дефицитных зеленых зон в округе и самое дорогое жилье. По информации Центра исследований и аналитики ГК «Бюллетень Недвижимости», по цене свыше 110 тыс. руб. за кв. м квартиры вторичного рынка предлагаются в кварталах вблизи Александро-Невской лавры по Невскому проспекту, хотя уже во вторых дворах цена падает до 98 тыс. руб.
По 104 тыс. руб. за кв. м продаются квартиры в домах на Лиговском проспекте – от Обводного канала примерно до Разъезжей улицы, но при удалении в глубину округа жилье резко дешевеет до 89 тыс. руб. за кв. м.
В общей структуре предложения жилье в домах старого фонда и старого фонда с капремонтом занимает примерно равные доли – 41% и 43%. Средняя цена квадратного метра в них составляет 90-91 и 97-98 тыс. руб. соответственно.
Около 16% в общем объеме предложения занимают кирпичные дома советской и постсоветской постройки. Жилье в них, как правило, дороже – 106-107 тыс. за кв. м.
В среднем однокомнатную квартиру в округе «Лиговка-Ямская» сегодня можно приобрести за 4,52 млн руб. «Двушка» обойдется в 6 млн, трехкомнатная – 8,1 млн, четырехкомнатная – от 9,5 млн руб.
Как вдоль Лиговского, так и вдоль Невского проспекта жилые зоны представляют собой полосы шириной в два квартала. Центральную часть округа занимает обширная промзона – около 60% всей территории Лиговки.
Самый крупный собственник земли на Лиговке – ОАО «Российские железные дороги». Этому обществу принадлежат территории, занятые Московским вокзалом и станцией Московская-Товарная. Последнюю в обозримом будущем ожидает новая застройка (при участии таких сильных девелоперов, как ГК «Эталон» и «Созвездие»), благодаря чему земли между Московским вокзалом и Обводным каналом должны стать более престижными для проживания.
Шаг вперед в деле развития округа сделан уже два года назад, когда на месте скандальной «ямы» на Лиговском проспекте был возведен ТРК «Галерея».
В процессе реновации исторического центра в промышленных зонах Лиговки могут быть реализованы еще многие проекты строительства жилья и коммерческой недвижимости, но о сроках пока говорить не приходится. На первом этапе реновация этой территории не коснется, сейчас готовится только один «пилотный» проект в другой части Центрального района. Надо надеяться, что и на Лиговке реновация не заставит себя долго ждать.