Очереди на кооператив ждали годами. Дождавшись, бежали по друзьям и знакомым одалживать недостающую сумму на первый взнос. С замиранием сердца тянули жребий: какой этаж, какая планировка достанется? И в выходные регулярно отправлялись на край города – инспектировать стройку. Вот вырыли котлован, вот дошли до третьего этажа, вот уже и под крышу дом подвели. Еще немного, и осуществится заветная мечта. Cемья сможет въехать в свою отдельную кооперативную квартиру!

В Санкт-Петербурге более 1 800 домов ЖСК. Это довольно оригинальная форма обладания недвижимостью. Строилось такое жилье частично на деньги граждан, а в основном – на беспроцентный кредит, предоставляемый государством, с рассрочкой погашения в течение 15 лет. До 1990 года даже полностью оплаченная площадь являлась собственностью юридического лица – кооператива. И в случае кончины члена ЖСК наследникам, не проживавшим совместно с ним, выплачивался лишь паевой взнос в денежном выражении, а квартира переходила в собственность кооператива и подлежала «распределению» между его членами. Естественно, при такой постановке вопроса более всего не повезло наследникам, попавшим под резкий скачок инфляции самого конца 1980-х: взносы не индексировались, и на пай почившего в бозе родственника в лучшем случае можно было приобрести на память о нем кое-что из мебели или бытовой техники.

Получить право на участие в строительстве ЖСК можно было, имея менее 6 кв. м жилплощади на одного члена семьи. Встав на очередь, начинали судорожно копить деньги на весьма внушительный по тем временам взнос, исчислявшийся хоть и малыми, но тысячами рублей. Заселялись квартиры в домах ЖСК на основании райисполкомовского ордера. Обменивались через Горжилобмен, но с зачислением паевого взноса от имени вновь прибывшего: нужно было исхитриться и одолжить на короткий срок огромную сумму, которая вносилась на счет. Затем такой же пай выплачивался (возвращался) выбывавшему члену кооператива. А тот, в свою очередь, должен был вернуть эти деньги своему партнеру по обмену, чтобы далее въезжать на его жилплощадь. Вот такой правовой и процедурный винегрет, ставший питательной почвой для многих бытующих и поныне заблуждений.

Да не надо ЖСК приватизировать!

Традиционная ошибка членов ЖСК, проживающих в кооперативном доме, заключается в том, что зачастую они намереваются «приватизировать» занимаемую ими квартиру, которая и так уже перешла в их собственность после выплаты паевого взноса. Особенно неуместны эти намерения теперь, когда регистрирующие органы захлестнул шквал договоров приватизации. До наступления «времени Ч» - 1 января 2007 года - жаждут успеть те, кто предыдущие 14 лет не спешил оформлять право собственности на занимаемую муниципальную жилплощадь. 

Регистрировать право собственности на квартиру ЖСК в Главном управлении Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области следует только тем, кто намерен пустить свое жилье в гражданский оборот – продать, подарить или обменять. Либо оформляет наследство – благо теперь таковое в виде квартиры ЖСК наследуется в «натуральном» выражении. Даже если наследодатель при жизни не произвел процедуры оформления собственности, это могут сделать его наследники по закону или завещанию – и вступить в свои права.

Всем остальным пока и близко не стоит подходить к ГУФРС, осаждаемому жертвами «пресекательного срока» приватизации. Ведь согласно п. 4 ст. 218 Гражданского кодекса РФ «Член(ы) жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного… кооператива, … полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж.., приобретают право собственности на указанное имущество». В соответствии со ст. 209 ГК РФ, они могут распоряжаться недвижимостью по своему усмотрению – продавать, дарить, завещать и пр.

Но вот для отчуждения квартиры ЖСК необходимо получить соответствующий правоустанавливающий документ – справку жилищно-строительного кооператива (в двух экземплярах) о полной выплате пая. На основании такой справки в ГУФРС регистрируются права собственности, и оформляется свидетельство о собственности, необходимое для последующего отчуждения недвижимости. Справка оформляется по установленной форме и подписывается у председателя и бухгалтера кооператива. При этом для ее регистрации необходимо подготовить пакет документов, похожий на тот, что собирают в процессе приватизации: копию ордера, справку по форме 9 о зарегистрированных на жилплощади лицах, технический паспорт. И уже с этими бумагами можно осуществлять последующее отчуждение квартиры – через нотариуса или составив договор в простой письменной форме.

Со стороны процесс и вправду напоминает приватизацию, хотя его смысл – не получение, а именно документальное подтверждение и государственная регистрация уже возникших на основании действующего законодательства прав.

Пайщики начинают и выигрывают

Внешнее сходство с оформлением приватизации вводит иных граждан в заблуждение. Они полагают, что все лица, проживавшие в квартире ЖСК и принимавшие участие в пополнении семейного бюджета в период выплаты паевого взноса, должны обладать равными на нее правами. Но это не так. Приобретение прав собственности на квартиру ЖСК имеет иной порядок, нежели при приватизации муниципального жилья. В муниципальной квартире, передаваемой в собственность граждан, в процессе приватизации каждый из членов семьи, ранее в ней не участвовавший, при желании может получить права собственности на свою, равную с остальными, долю. А вот в доме ЖСК с приобретением права собственности в занимаемой ими квартире «пролетают» все домочадцы, кроме одного - того, кто числится членом кооператива. Он считается, по старинной традиции, собственником паенакоплений, а значит, становится единоличным владельцем квартиры.

Членам семьи что-то в таком порядке не нравится? Можно попробовать (но лучше не стоит – практически нереально!) собрать общее собрание ЖСК, на котором все остальные члены семьи также будут приняты в кооператив, а пай поделен между ними в равных долях. Можно уговорить правообладателя продать или подарить вам соответствующие доли – нотариально или оформив договор в простой письменной форме. Не хочет? Тогда пожалуйте в суд: доказывать, что член ЖСК фактически не принимал участия в выплате пая, а значит, и не должен считаться его единоличным собственником. Впрочем, в большинстве семей вопрос о разделе собственности не встает до тех пор, пока квартира ЖСК не становится наследуемым имуществом. Выселить же остальных членов семьи из «своей» квартиры ЖСК ее единственный владелец не сможет. Их право занимать жилплощадь на основании ордера и регистрации надежно защищено законом – до поры до времени. Пока не снимутся с регистрационного учета, не «пропишутся» по другому адресу. Правда, на основании Семейного кодекса РФ средства, выплаченные за ЖСК в период действующего брака, считаются совместными средствами супругов. И при различных жизненных коллизиях доказать право на половину квартиры через суд супругу пайщика не сложно, даже если теперь он обитает в другом месте. Но «автоматом» на него ничего оформлено не будет.

Колхоз – дело добровольное

С момента первого отчуждения квартиры ЖСК его пайщиком переоформление происходит так же, как и в любом другом случае: составляется договор купли-продажи, мены или дарения, который затем регистрируется в установленном порядке. В принципе, новому собственнику такой квартиры совсем не обязательно становиться членом кооператива. Он и так вместе с квартирой приобретает почти все права, коими наделен сосед, член ЖСК, а также несет соответствующие расходы, то есть пользуется лифтом, мусоропроводом и вносит коммунальные платежи. Заявления председателя типа «не будете вступать в кооператив – отключим газ» незаконны и безосновательны. В то же время «неорганизованный» жилец не сможет претендовать на дополнительный сервис, предоставляемый членам кооператива на их общие средства, не получит доли доходов, например, от сдачи в аренду общего имущества ЖСК, ему не выделят места на коллективной автостоянке и пр. Поэтому если вы приобрели жилье в ЖСК с целью постоянного проживания, лучше «играть по правилам», тем более что вступительный взнос невелик.

Утомительная процедура получения обычных справок, выдаваемых паспортной службой (форм 7 и 9), исконным обитателям кооперативной квартиры хорошо знакома, и перспектива их сбора вызывает тяжкий вздох. А тем, кто недавно стал собственником такого жилья, подобное занятие покажется истинным хождением по мукам.

В паспортной службе, отстояв традиционную очередь, «кооператор» получает бланки справок, а потом, в отличие от «нормального» гражданина, ставящего печать у соседнего окошка и отправляющегося восвояси, идет отлавливать председателя и бухгалтера ЖСК, чтобы поставить на справку их подписи и печать кооператива. У тех время приема – два-три часа не чаще раза в неделю (если они не приболели, не убыли в командировку и пр.). И только после этого соискатель формы 9 возвращается в паспортную службу и получает уже там необходимые подписи и печати. Итого три похода вместо одного. Трагедии нет, но времени приходится тратить намного больше. Поэтому лучше с получением справок в доме ЖСК на последний момент не откладывать.

В настоящее ряд программ предусматривает улучшение жилищных условий россиян с участием государства. На горизонте ЖСК «нового разлива»: строящееся жилье для платежеспособных очередников с использованием льготного ипотечного кредитования, ссуд, частично погашаемых за счет госдотаций и пр. В общем, формы новые, а суть достаточно традиционная. Главное – люди построят свое жилье и поселятся там задолго до того, как полностью за него рассчитаются. А старые кооперативы живут и здравствуют. Спасибо им, что были и есть – ведь в свое время 303 507 ленинградских семей счастливо обрели отдельное жилье в домах ЖСК.  

Текст: Татьяна Родионова