Новый порядок распределения подрядов на выполнение госзаказов регламентирован утвержденным в июле прошлого года Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Документ вступил в законную силу с 1 января 2006 года.
Размещаем по-новому
Главное нововведение в том, что размещать заказ у единственного источника будет практически невозможно. Большинство контрактов должно заключаться по результатам проведения соответствующих конкурсов или аукционов.
Введено понятие «реестр недобросовестных поставщиков». В него будет заноситься информация о фирмах, которые уклонились от заключения госконтрактов или существенно нарушили условия их выполнения. Правила составления «черных списков поставщиков» в ближайшее время должно утвердить Правительство РФ. Стоит отметить, что в Петербурге госзаказчики давно вели подобные реестры, однако существование таких списков не было закреплено законодательством.
Изменилась и схема определения начальной цены при проведении торгов на выполнение госконтрактов. Теперь, помимо прочего, в стоимости работ будет учитываться прогнозный показатель инфляции. Таким образом, возможность пересмотра цены контракта в процессе его выполнения исключается. Огласить результат торгов необходимо в течение двух недель с момента их проведения. Критерий предложенной цены при подведении итогов является приоритетным, но не решающим. Конкурсные комиссии будут учитывать опыт работы компании. Вместе с тем законом определены исчерпывающие требования к претендентам. Участие в конкурсе может принимать любая компания, не имеющая задолженности перед бюджетом, если она не находится в процедуре банкротства и не имеет судебных проблем. Отвечать за разработку технической документации будет заказчик, который обязан передать ее победителю после официального объявления о результатах аукциона или конкурса.
С молотка или в конвертах?
В законе прописан новый порядок выбора подрядчика для выполнения государственного заказа. Отныне данный процесс может происходить с помощью проведения соответствующего тендера (по системе так называемого голландского аукциона – с понижением стартовой цены). Однако федеральные власти пока не определили перечень видов деятельности, распределение заказов по которым будет проводиться путем аукционов.
По словам заместителя председателя Комитета по строительству Александра Глебова, сегодня рассматривается вариант заключения контрактов на производство строительных работ исключительно по результатам аукционов. «Такое предложение вызвало у нас негативную реакцию. Уверен, что подряды на строительство должны предоставляться только путем проведения конкурсных процедур. Недавно мы высказали свои соображения московским коллегам и надеемся, что наше мнение будет учтено при разработке окончательного варианта перечня», – отметил г-н Глебов.
Провести в срок
Система распределения государственных контрактов была упорядочена и на местном уровне. В конце ноября прошлого года правительство Петербурга утвердило постановление «О мерах по совершенствованию системы государственного заказа...».
В соответствии с этим документом появился уполномоченный орган по размещению госзаказов – Комитет по экономическому развитию, промышленной политике и торговле. В его ведении находится проведение всех аукционов или конкурсов на право заключения контрактов стоимостью свыше 15 млн руб. Если же цена заказа меньше, конкурс на его размещение проводит профильный комитет или районная администрация. Межведомственные конкурсные комиссии при правительстве переименованы в государственные конкурсные комиссии уполномоченного органа. Что, впрочем, вряд ли существенно изменит порядок их работы. Следить за соблюдением новых требований призван Комитет финансового контроля Петербурга.
В этом году петербургские строители должны приступить к выполнению нескольких десятков государственных контрактов на общую сумму более 27,8 млрд руб. В частности, Комитету по строительству предстоит освоить порядка 8 млрд руб., из них почти 3,2 млрд руб. – по отрасли жилищное строительство. Еще при принятии постановления губернатор Валентина Матвиенко подчеркнула, что все процедуры размещения госзаказа Петербурга 2006 года должны быть завершены в январе–феврале. Смогут ли городские комитеты уложиться в отведенные сроки, и, соответственно, подрядчики вовремя приступить к выполнению работ – пока вопрос открытый.
Городская адресная инвестиционная программа на 2006 год (жилищное строительство). Заказчик – Комитет по строительству
Наименование объекта строительства, адрес | Срок начала и завершения работ | Сметная стоимость, тыс. руб. | Объем работ на 2006 год, тыс. руб. |
---|---|---|---|
Ржевка-Пороховые, кв. 50, корп. 1, 1 А, 1 Б, 2, 3 (84,4 тыс. кв. м) | 2005–2006 | 1 564 727 | 1 181 490,5 |
СПЧ, кв. 56 АБ, корп. 4, 5, 9, 10, 11, 14 (56,2 тыс. кв. м); кв. 59А, корп. 5, 7 (17,1 тыс. кв. м) | 2005–2007 | 1 433 571,6 | 588 770 |
Пос. Металлострой, кв. 2 А, корп. 15, корп. 1(39,1 тыс. кв. м); Василеостровский район, кв. 1, корп. 52 (8,7 тыс. кв. м); Ржевка-Пороховые, кв. 11, корп. 31–35 (19,6 тыс. кв. м) | 2006–2007 | 1 725 362,3 | 1 038 459,5 |
Г. Кронштадт, кв. 19 А, корп. 4 (14,4 тыс. кв. м) | 2006–2007 | 530 948,7 | 100 000 |
СПЧ, кв. 56 АБ, корп. 2 (6,5 тыс. кв. м), кв. 56 АБ, корп. 6 (5 тыс. кв. м), кв. 56 АБ, корп. 8 (5,5 тыс. кв. м); кв. 56 АБ, корп. 3 (6,5 тыс. кв. м) | 2005–2007 | 425 961 | 215 130,1 |
Проектно-изыскательские работы | 2006 |
| 46 149,9 |
Итого |
|
| 3 182 000 |