В этом году в конференции, организаторами которой традиционно выступают Гильдия управляющих и девелоперов коммерческой и промышленной недвижимости (ГУД) и Российская Гильдия риэлторов, приняло участие около 450 человек из 14 регионов (29 городов) России. В течение трех дней, с 26 по 28 сентября, в ее рамках состоялись две основные секции и четыре мастер-класса, посвященных проблемам инвестирования, управления и эксплуатации торговых и офисных центров, а также бизнес-туры по объектам доходной недвижимости Петербурга.

Региональная мотивация

Одна из основных тенденций рынка коммерческой недвижимости, по оценкам участников конференции, связана с выходом крупных московских и петербургских компаний в регионы, где активно ведется строительство новых торговых и офисных центров. Подобные проекты реализуются сегодня в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Казани, Тольятти, Самаре, Волгограде, Воронеже, Калуге и других российских городах. По словам директора по развитию недвижимости ОАО «ПСБ Инвест Групп» Николая Вечера, региональные рынки в настоящее время привлекают инвесторов более высокими, чем в Москве и Петербурге, показателями доходности проектов в сфере коммерческой недвижимости. В регионах торговые и офисные объекты приносят от 18% годового дохода. При этом порог вхождения в них может составлять всего $2 млн. В Москве же и в Петербурге при среднем доходе в 12-13% годовых, требуются инвестиции в размере, превышающем $5 млн.

Однако отсутствие достоверной информации пока еще тормозит активность инвесторов на региональных рынках недвижимости, утверждают специалисты. Именно поэтому в прошлом году при ГУД был создан специальный комитет, отвечающий за сотрудничество с регионами. Итогом его работы стал один из мастер-классов конференции, посвященный анализу региональных рынков коммерческой недвижимости и перспективам, которые они открывают для столичных девелоперских и управляющих компаний.

За минувший год в состав Гильдии было принято 18 новых членов, 15 из которых – представители регионов. Это компании из Самары, Ростова-на-Дону, Ульяновска, Новосибирска, Перми, Рязани, Владивостока, а также Минска (Белоруссия) и Киева (Украина). Всего же ГУД сегодня насчитывает более 50 организаций и частных фирм, около половины из которых – региональные.

Направленные разговоры

Другой, не менее актуальной темой прошедшей конференции стало появление на рынке доходной недвижимости новых игроков – западных инвестиционных фондов и компаний, созданных при крупных российских банках. В настоящее время, по мнению участников тематической секции «Инвестиции в коммерческую недвижимость», рынок вступает в новую фазу развития - качественно меняется состав его участников. Если раньше иностранные инвесторы были готовы лишь приобретать возведенные здания под размещение собственного офиса или для получения дохода от его эксплуатации, то в настоящее время они все чаще вступают в проекты еще на инвестиционной стадии. «Все больше появляется заявок на покупку готового бизнеса, а не зданий как таковых. Однако пока таких предложений на рынке практически нет, поэтому инвесторы вынуждены включаться в процесс на более ранней стадии», - утверждает г-н Вечер.

Отдельно на конференции обсуждались проблемы эксплуатации объектов коммерческой недвижимости. Посвященный этой теме мастер-класс стал итогом работы комитета по эксплуатации, также созданного в ГУД в прошлом году. Сегодня специализированные эксплуатационные компании обслуживают лишь около 10% объектов коммерческой недвижимости Петербурга, тогда как в Европе этот показатель достигает 90%. Но, по словам генерального директора ЗАО «МТЛ. Эксплуатация недвижимости» Андрея Лушникова, спрос на услуги профессиональных компаний становится все более очевидным. «Это позволяет значительно сэкономить на обслуживании, повысить капитализацию объекта, а, следовательно, и его доходность в целом», - уверяет он.

Президентский выбор

Также в рамках прошедшей конференции состоялся традиционный Съезд управляющих и девелоперов. Основной вопрос, который рассматривался на этом мероприятии, - переизбрание президента ГУД. До последнего времени его занимал генеральный директор ЗАО «ВМБ-Траст» Александр Гришин. Однако по уставу Гильдии перевыборы главы «всех управляющих» должны проходить через каждые два года. Для г-на Гришина этот срок наступил на прошлой неделе. Его преемником по единогласному решению членов ГУД стал генеральный директор ООО «Ай Би Групп» Юрий Борисов, занимающий в Гильдии пост председателя комитета по торгово-развлекательным комплексам (интервью с новым президентом ГУД читайте в ближайшем номере журнала «Деловая Недвижимость»). Юрий Борисов огласил перед собравшимися направления своей деятельности на ближайший год. Основной упор он планирует сделать на количественное пополнение состава организации (включая агентства недвижимости и консалтинговые компании), усиление аналитической работы Гильдии, а также на организацию в Петербурге специализированной выставки по коммерческой недвижимости, подобной той, которая ежегодно проходит в Каннах. «Она будет ближе и дешевле, чем MIPIM», - заверил членов ГУД новый президент.