Одни исследователи предполагают, что «ипотекой» называли столб (подставку, подпорку), на котором указывалось, что данный земельный участок служит обеспечением претензий кредитора. Другие, в том числе В. И. Даль, обращают внимание на то, что «ипотека» и «гипотеза» - слова однокоренные.

Парадоксально, но обе версии вполне применимы для оценки развития ипотечного кредитования в России. Ведь без такой подпорки здание жилищной политики государства становится очень неустойчивым. А устойчивость уже несколько лет держится на догадках и предположениях.

Центральное внутриполитическое событие минувшей недели – теледиалог президента с народом – не обошлось без разговора об ипотечном кредитовании. Россияне спрашивали: почему ипотека не стала массовой? Владимир Путин отвечал: потому что доходы населения низкие, инфляция высокая, правовая база в необходимом объеме отсутствует.

Впрочем, отчаиваться не стоит. Гипотетические возможности развития ипотеки очевидны. Правительство, пообещал президент, увеличит уставный капитал Агентства по ипотечному жилищному кредитованию и предоставит 14 млрд рублей государственных гарантий. Это должно привести к удлинению сроков кредитования, снижению процентных ставок и, как следствие, увеличению числа ипотечных кредитов. Не менее 1 млн в 2010 году – против 40 тыс. прошлогодних.

Отдельно, в рамках программ для села и молодых семей, государство обещает субсидирование ставок по кредитам. В одних регионах это планируется делать по системе «50 на 50», в других, депрессивных, возможно даже 100%-ное субсидирование.

Тема ипотечного кредитования всегда достаточно подробно освещалась на страницах «Бюллетеня Недвижимости», теперь ей будет уделяться пристальное внимание на страницах специализированного приложения «Финансовые услуги», первый номер которого вышел сегодня.

Текст: Игорь Воронин