Краткий экскурс в новейшую историю государственной регистрации напоминает кошмарный сон. Совпадение ее реструктуризации с реформой жилищного законодательства породило кумулятивный эффект, изрядно пошатнувший рынок недвижимости и едва не разрушивший до основания любовно создаваемую сотрудниками ГУЮ «ГБР» образцово-показательную петербургскую систему. Отток квалифицированных кадров в условиях возросшего спектра полномочий и документооборота способствовал самым мрачным прогнозам.

Из реанимации – в палату интенсивной терапии

Сегодня можно вздохнуть с некоторым облегчением – процесс нормализации пошел.

Беспределу, творящемуся в очередях на Галерном проезде, д. 3, скоро будет положен конец. Такой обнадеживающий прогноз прозвучал на брифинге, состоявшемся 17 августа в пресс-центре ИТАР-ТАСС из уст Галины Волчецкой, главного государственного регистратора Санкт-Петербурга и Ленинградской области. У ряда районных отделов расширяются полномочия по приему документов и принятию решений о регистрации. Но главное не это – разрядка напряжения должна наступить в результате открытия сети дополнительных офисов ГУФРС для обслуживания граждан и организаций.

С 15 августа заработал долгожданный филиал по обслуживанию риэлтерских фирм и строительных организаций на основании заключаемых между ними и ГУФРС соглашений (ул. Комсомола, д. 41). Так расширили «риэлтерскую группу» регистраторов­, возможности которой по приему документов от фирм по недвижимости были в 2005 году сильно ограничены из-за шквала договоров, поступающих в нее же от агентств приватизации.

В сентябре планируется открытие пунктов приема-выдачи документов для физических и юридических лиц на Октябрьской наб., д. 100, и Школьной ул., д. 56. Городской комиссией по распоряжению объектами недвижимости уже принято решение о передаче ГУФРС помещений по этим адресам в безвозмездное пользование. А вообще в планах администрации города – оказание соответствующей помощи для обеспечения почти каждого района «своим» отделением Федеральной регистрационной службы.

Омоложение, вливания – и ничего лишнего!

Сегодня штат ГУФРС практически восстановлен – во многом за счет «юных дарований» – свежих выпускников юридических факультетов. Статус госслужащего оказался привлекательным для серьезной­ молодежи, ищущей твердой социальной почвы под ногами. Под­писан Указ Президента, несколько повысивший­ оплату труда в ГУФРС. Федеральный центр утверждает дополнительный штат для создания сети отделений. Город в ущерб своему бюджету безвозмездно предоставляет необходимые помещения. Изыскиваются средства для их ремонта и оборудования.

Хочется надеяться, что к моменту, когда­ на регистрацию станут массово поступать­ договоры о долевом участии в строительстве (напомним, норма обязательной регистрации ДДУ распространяется только на те объекты, разрешение на строительство которых получено после 1 апреля 2005 года), кризис ГУФРС останется в прошлом.

А пока – у сотрудников регистрирующих органов убедительная просьба к гражданам: не перегружать систему, переживающую период реабилитации после почти коматозного состояния, необоснованными обращениями. Так, например, не надо пытаться срочно регистрировать договор приватизации (да и с самим процессом можно подождать – впереди еще 16 месяцев). Ведь жилье становится собственностью с момента подписания договора, а регистрировать это право можно и в 2007, и в 2008 году. Тем более бессмысленно членам ЖСК обращаться в ГУФРС, если они не собираются немедленно продавать или менять жилплощадь. Поскольку квартира принадлежит им по закону с момента выплаты пая, а оформление правоустанавливающих документов требуется только для смены ее владельца.

Тяжело пришлось и персоналу ГУФРС, и гражданам в этом году – видимо, недаром на Востоке пожелание «Чтоб ты жил в эпоху перемен!» имеет статус проклятия. Впрочем, и не такое переживали – прорвемся...

ОТ РЕДАКЦИИ

Регистрационный триллер

Как говорится, чем выше взлетишь, тем больнее падать. Городское бюро регистрации прав на недвижимость в Санкт-Петербурге всегда служило эталоном безупречной организации работы – перенимать опыт приезжали со всей страны. Но федерализация системы, обеспечивая единство процесса регистрации по всей Руси великой (как всегда, методом уравниловки), подставила подножку лидерам.

Каково это: работать по своим правилам за приличное вознаграждение, а в один непрекрасный день проснуться госбюджетником по свистку федерального центра? Зарплата упала вчетверо, сроки регистрации (а значит, и нервозность населения) возросли в десять раз, и поток документов резко увеличился – прежде всего за счет паники, связанной с объявленным окончанием приватизации. Отсюда – утечка кадров, сокращенный график работы, угрожающие очереди. Наивная попытка упорядочить процесс подачи документов введением талонов на конкретное время вдребезги разбилась о предусмотрительность граждан. Пользуясь «неучтенкой» процесса выдачи, наиболее сообразительные набирали до десятка «номерков» под каждую планируемую сделку – впрок, на разные даты.

Народ можно понять – день нотариата «по цепи» заранее точно не угадаешь. В итоге у инспекторов по приему начался простой. А рядом – сотни алчущих срочно сдать документы. Самая благодатная ситуация для злоупотреблений. Талоны отменили, пока оставшийся персонал не пал жертвой коррупционеров. Но – новая беда. Штурмуемые людьми окна оказались закрыты живым щитом. Их плотно обороняли представители реанимировавшейся «профессии» по продаже очереди. Причем за весьма неумеренную плату. Открытие новых площадок ГУФРС, призванных спасти положение, – это прекрасно. Вот только не расползутся ли и по ним «пеплорожденные» нелегальные бизнесмены, умеющие плодиться в геометрической прогрессии?

Текст: Татьяна Родионова