Сразу после принятия нового закона заметно активизировались субъекты РФ. В Минэкономразвития поступило около 30 заявок по формированию технико-внедренческих и промышленно-производственных зон в регионах (Москва, Петербург, Новосибирск, Томск, Чечня и др.). О своих планах по созданию ОЭЗ не заявил лишь ленивый.
Однако текст нового закона содержит явные недостатки (читай – «недоработки»), касающиеся специфики отечественного бизнеса. Они способны существенно снизить возможности по созданию ОЭЗ в России. Это и ограничения для создаваемых особых экономических зон по площадям, и вопрос «доступности» ОЭЗ для средних и малых предприятий. Наконец, проблема, касающаяся возможности использования данного института в качестве налоговой лазейки. Кстати, она в свое время поднималась и в Петербурге. С конца 1990-х в городе действуют пять свободных экономических зон: «Ижора», «Царскосельская», «Кронштадская», «Полюстрово» и «Гавань».
В 2002 году Генпрокуратура РФ посчитала, что установка налоговых льгот на их территории противоречит Налоговому и Гражданскому кодексам, предусматривающим единые условия ведения бизнеса для всех хозяйствующих субъектов. Но поскольку федеральное законодательство позволяет предоставлять льготы предприятиям, в случае если бюджет не несет финансовых потерь (а петербургские чиновники уверяли, что городские зоны с особым режимом еще и «способствуют привлечению в городскую экономику дополнительных инвестиций»), ситуация была урегулирована в пользу существующих СЭЗ. Теперь же благодаря инициативе федеральной власти, особым экономическим зонам уже никто и ничто не угрожает. А открывшиеся недостатки закона по большей части являются бюрократическими и в последствии будут исправлены.