Первым под действие распоряжения попал жилой дом на Каменноостровском, 28-32. Требования недовольных граждан сначала увеличили стоимость права застройки, а затем инвестор и вовсе передал проект другой компании.
Тем не менее, уплотнительная застройка продолжалась, и протесты принимались во внимание достаточно редко. В попытке пересмотреть место и роль протокола общественных обсуждений в принятии решения о выделении участков депутаты Законодательного собрания обратились в Уставный суд. В 2003 году суд признал распоряжение № 994-р выходящим за рамки компетенции городской администрации и отменил его. После чего, в феврале 2004 года, был принят ныне действующий городской Закон «О порядке участия граждан… в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности…». Он отводил на процедуру не менее 50 дней. Рекомендательный характер гласа народа этот документ не отменил. Все же правительство (во главе с новым губернатором) стало чаще прислушиваться к мнению общественности, и особо скандальные адреса не утверждались. Кроме того, депутаты-муниципалы научились «навешивать» на застройщиков дополнительные обязательства по благоустройству, ремонту подъездов и пр. Теперь уже строители заговорили о чрезмерности требований общественности.
Вступление в силу нового Градостроительного кодекса РФ требует привести в соответствие с ним городской закон. На прошлой неделе правительство Петербурга издало распоряжение о создании рабочей группы для подготовки проекта.
Расхождения с Градкодексом большей частью носят формальный характер. Но предстоящая правка «буквы закона» дает возможность пересмотреть и некоторые принципиальные моменты.
Вопрос: Какие изменения необходимо внести в процедуру общественных слушаний?
Роман Филимонов председатель Комитета по строительству: - Комитетом по строительству разработан законопроект «О порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге». Он устанавливает порядок организации и проведения публичных слушаний по проектам планировки территории, проектам межевания территории и проектам границ земельных участков. Порядок слушаний проектов Генплана и правил землепользования и застройки будет установлен в составе закона о Генеральном плане. Градостроительный кодекс предписывает проводить публичные слушания не менее одного и не более трех месяцев. При разработке законопроекта мы ставили задачу сократить срок и максимально упростить их организацию и проведение. Согласно документу на ознакомление с проектом отводится 10 дней, проведение публичных слушаний и оформление необходимых документов должно занимать не более 15 дней. В общей сложности вся процедура со дня опубликования информационного сообщения о проведении слушаний до отправки разработчику документации протокола и заключения об их результатах будет занимать максимально 35 дней. Михаил Амосов председатель комиссии по строительству и ЖКХ Законодательного собрания Санкт-Петербурга: - Действующий закон работает. Более 20% горожан знают о его существовании, и это отличный показатель. Его основная идея – разумный компромисс – прошла проверку временем. С одной стороны, четко определен порядок проведения слушаний, с другой – результаты носят рекомендательный характер. Закон позволяет выявить мнение граждан, и власти к нему прислушиваются. Примеров отказа в разрешении из-за протестов общественности немало. Вступивший в силу Градостроительный кодекс по-новому трактует отдельные понятия, и городскому закону в основном требуются формальные изменения. Принципиальным вопросом будет разработка процедуры межевания, и в этом мы готовы сотрудничать с исполнительной властью и бизнесом. В будущем мы должны прийти к градорегулированию на основе Генерального плана и правил землепользования и застройки. После их принятия обсуждение строительства конкретного дома будет происходить иначе. Михаил Викторов директор Ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада»: - Мы обсуждали с представителями компаний данный вопрос. Основное, что необходимо изменить, – это сроки проведения слушаний. Также звучали предложения передать организацию слушаний с уровня муниципалов на уровень районной администрации, располагающей большими ресурсами, начиная с возможности предоставления залов для проведения слушаний, и способной взять на себя организацию этого процесса. Районные власти действуют более ответственными и управляемыми методами. У депутатов муниципальных образований дисциплина и ответственность за принимаемые решения, к сожалению, пока находятся на низком уровне. У администраций районов, напротив, имеются достаточно жесткие рамки, и застройщики надеются, что дисциплина исполнения в этом случае будет на порядок выше. В целом же застройщики надеются, что процесс проведения общественных слушаний будет более упорядочен, контролируем и менее финансово обременителен для строителей. Лев Каплан вице-президент Санкт-Петербургского Союза строительных компаний «Союзпетрострой»: - Действующий городской закон рождался в результате долгих переговоров и согласования позиций. В результате достигнут определенный баланс интересов и установлены правила игры, которые применяются на практике. Определен порядок информирования общественности, проведения слушаний, оформления протокола. Правительство учитывает мнение граждан при принятии решения о предоставлении участка. Поэтому менять существующий порядок и заново начинать всю эту процедуру согласований нецелесообразно, достаточно подкорректировать «понятийный аппарат». Для законотворческой деятельности в городе есть более острые вопросы. Денис Тихонов генеральный директор ЗАО «М-Индустрия»: - Действующий закон об общественных слушаниях позволяет превращать обсуждения в неуправляемый митинг. Как правило, еще не дослушав до конца рассказ о проекте, жители начинает возмущаться и обвинять застройщика во всех грехах, не понимая, что новое строительство приносит дополнительные деньги в городскую казну, часть которых пойдет на нужды их района. Поэтому количество людей, которые могут принимать участие в общественных слушаниях, должно быть ограничено. Достаточно группы из 10-15 человек (муниципалы, представители ТСЖ и др.), делегированных от граждан, интересы которых непосредственно затрагивает новое строительство. Люди, способные понять и оценить проект, готовы к диалогу. Отметим, что к диалогу, а не шантажу, что является сегодня нередким явлением. Наша компания не поддается на шантаж, на этот счет у нас совершенно четкая позиция. Новый закон должен упростить, сделать процедуру общественных слушаний прозрачнее. Так будет лучше для всех участников процесса. Вячеслав Аверкиев исполнительный директор «Корпорации «С»: - Действующий порядок проведения общественных слушаний вполне дееспособен. Если есть необходимость уточнения понятий – это одно. Основные же принципы, думаю, пересматривать не стоит. Камень преткновения для застройщика – ангажированность участников обсуждения, которые преследуют свои политические или конкурентные цели. Подобные вещи законодательно не регулируются. Часто граждане думают только о связанных со стройкой временных неудобствах. Впрочем, они компенсируются ремонтом и благоустройством, которые выполняются застройщиком вместо коммунальных служб. Требования же депутатов-муниципалов, иногда сопоставимые с суммами отчислений в городской бюджет, – издержки демократии. Но лучше демократии пока ничего не придумали. Если бы участники слушаний помнили о формировании облика Петербурга, позиция была бы намного более конструктивной. У петербуржцев есть возможность влиять на градостроительные решения, и это правильно. Однако не стоит за сиюминутными выгодами забывать о городе, в котором будут жить наши дети и внуки. Людмила Ержанова генеральный директор инвестиционной компании «Источник»: - Мы считаем, что результаты слушаний должны сохранить рекомендательный характер, потому что на принятие решения не должны влиять мнения непрофессионалов, которыми являются заинтересованные граждане. Существуют специализированные инстанции, дающие заключения по возможности строительства в соответствии с принятыми требованиями по инсоляции, экологии и т. д. Службе заказчика компании «Источник», занимающейся подготовкой и согласованием полного пакета документации для строительства, приходилось сталкиваться с тем, что жители района отрицают возможность строительства, основываясь исключительно на эмоциях. На слушаниях мы хотим получить от людей четкую и аргументированную позицию при отстаивании своих интересов, понимание всех аспектов будущего строительства, чтобы избежать ситуации, когда проекты будут срываться из-за субъективного мнения общественности. |
Резюме
Контакты с «заинтересованной общественностью» сегодня больной вопрос для всех строительных компаний. Даже при рекомендательном характере результатов слушаний. Эта норма, очевидно, останется в силе и в новом законе.
Точно известно, что теперь процедура будет называться не «общественное обсуждение», а «публичные слушания». Скорее всего, сократятся сроки их проведения. Некоторое облегчение на фоне общего увеличения сроков подготовки документов – за счет разработки временных регламентов застройки, например.
При целевом выделении участков предпроектные проработки и проект выполнялись по заказу одного застройщика. Полные пакеты документов к торгам готовят или Управление инвестиций, или компания – не застройщик. Разработчикам нет смысла браться за подготовку конфликтных участков. И у них полностью отсутствует стимул обещать жителям окрестных домов и муниципалам от имени застройщика манну небесную в виде стеклопакетов и замены труб. Прошедшие конкурсы на разработку документов к торгам подтверждают полную незаинтересованность девелоперов ввязываться в торг с гражданами. Скорее всего, ломать копья из-за принципиальных законодательных изменений никто не станет.