Как в анекдоте, у нас две новости – хорошая и плохая. С какой начать? Начнем с хорошей: сокращение срока регистрации наиболее популярных сделок с недвижимостью, о необходимости которого так долго говорили горожане и практики рынка, свершилось!

Четвертого апреля вступил в силу Приказ № 57-п от 29.03.2005 за подписью руководителя Главного управления Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Сей документ – результат длительных усилий наших регистрирующих органов достучаться до федеральных структур и, заручившись их наивысшим позволением, оперативнее осуществлять свои функции. Нежели это было первоначально обозначено законодательством, вступившим в силу 1 января сего года.

Ускорение: ключ на старт

Пока в соответствии с приказом № 57 устанавливается 10-дневный срок государственной регистрации прав, возникающих на основании договоров купли-продажи, мены, дарения в отношении объектов жилищного фонда, а также ипотеки жилых и нежилых помещений. Будет ли этот срок сокращаться и далее? В принципе, решение вопроса о такой возможности наконец-то отдано на откуп главам территориальных органов. Но поезд, похоже, ушел. Дальнейшее сокращение сроков, при возросшем объеме работы с договорами приватизации, предстоящей в недалеком будущем регистрации договоров долевого участия в строительстве и пр., на фоне кадрового голода в ГУ ФРС вряд ли возможно. Если, конечно, недавнее обращение Российской Гильдии риэлторов к главе государства не возымеет должного действия.

По сравнению с месячными нормами регистрации, действовавшими с 1 января, сроки уменьшились не втрое, а всего лишь вдвое – так как в данном приказе подразумеваются рабочие дни.

Плохая новость: сдать документы можно лишь при условии, что вы заранее получили талон на право обращения в ГУ ФРС. Причем независимо от того, собираетесь ли вы воспользоваться «ускорением» или вас вполне устраивает регистрация в течение месяца.

Кто последний за талоном?

То, что ограничения при распределении благ являются следствием дефицита таковых, - аксиома. Ускорение диалектически связано с торможением. Отсюда талоны. Причем, талонная система и запись распространяются не только на подачу документов на регистрацию, а также на заказ любых выписок из Единого государственного реестра прав. В результате первый визит граждан в ГУ ФРС совершается с целью получения права на последующие. И невозможно предугадать, на какое именно число удастся получить вожделенный номерок - талоны выдаются «сплошной записью». Ограничение – не более 2-х талонов в одни руки. На каждое число запланирован прием 1000 очередников. В «аусвайсе» указывается адрес объекта, а также получасовой интервал, в течение которого надлежит обратиться в конкретное окно. Очередь регулируется из расчета 10 минут на посетителя. Опоздавшим к указанному времени предлагается удалиться… за следующим талоном. В настоящий момент права обращения за выпиской ожидают 5-6 дней, подачи договора на регистрацию – более недели. Спрос рождает предложение, и вот уже окрестные люмпены приторговывают местом в очереди. Пытаются даже продавать талоны с указанными адресами объектов. Правда, совершать такую покупку категорически не советуем. Поскольку ведется своеобразный фьючерсный реестр, куда непременно заглянет принимающий документы инспектор. И, скорее всего, дабы не поощрять злоупотреблений, категорически откажет в приеме документов на объект не по тому адресу, что значится в талончике.

 Спасти еще не поздно?

Откуда же дефицит данной услуги? Если бы все объяснялось фактором отложенного спроса – мол, не спешили до сокращения сроков регистрации, а теперь все разом направились в ГУ ФРС, – были бы основания для оптимизма. Дескать, «переживем кратковременные трудности». Но, похоже, результатом федерализации системы регистрации стал глубокий кризис, причины и последствия которого анализируются в приведенном здесь открытом письме Российской гильдии риэлторов.

Местный же колорит очерченных в этом документе проблем таков: перевод на федеральное финансирование сократил зарплату сотрудников регистрирующих органов Петербурга и области минимум втрое, что привело к потере уже более четверти (26%) кадрового состава. Сроки регистрации остались пусть уже не в десять, но все равно в пять раз более длительными, чем существовали при старой системе (минимальный срок был 3 рабочих дня, теперь от 14 до 16 календарных дней). Расходы граждан на регистрацию, например сделки купли-продажи жилого объекта, возросли с коэффициентом от 1,65 до 10. Напомним, ранее регистрационный сбор составлял от 100 до 600 рублей в зависимости от срока, теперь – два раза по 500 рублей госпошлины по каждой сделке. Причем все эти средства централизованно поступают в федеральный бюджет, держащий регистраторов на голодном пайке. По России это сотни миллионов рублей ежегодно. А вот количество денег, потраченных гражданами из-за возросшего срока аренды банковских сейфов и пр., потерянных в очередях «человеко-часов» и надежд, рухнувших в связи с невозможностью оперативного проведения сложных сделок (особенно в нашей столице коммунальных ульев), - исчислению не поддается.

Текст: Татьяна Родионова