Полная протяженность защитных сооружений составит 25,4 км. Размер строящихся затворов КЗС – 137 м в длину и 23 м в высоту. «В течение трех часов после срабатывания системы предупреждения о наводнении эти затворы будут полностью закрываться, – сообщил заместитель руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Владимир Коган, – поэтому возможность подтапливания прибрежных территорий будет исключена на 100%».

Во время самого крупного наводнения, которое когда-либо переживал Санкт-Петербург, уровень воды составил 4,2 метра выше ординара. По словам генерального директора Федерального казенного предприятия «Дирекция КЗС Росстроя» Владимира Щекачихина, максимальная высота подъема воды, который может выдержать дамба – 4,5 метра. Так что заслон построят с запасом.

Летом текущего года будет введена в строй судопропускная система для прохода маломерных судов, а через год – сооружение с каналом глубиной около 16 метров для судов крупных габаритов. Владимир Коган подчеркнул, что при проектировании КЗС были учтены перспективы развития петербургского морского порта. На работы, запланированные на 2007–2008 гг. потратят около 38 млрд рублей.

После окончания работ по возведению дамбы Росстрой планирует приступить к строительству магистрали для движения транспорта. Полностью реализацию проекта завершат к 2012 году.

На проходящей по КЗС дороге предполагается организовать движение по шести полосам. Под одним из судопропускных сооружений будет проходить подводный автотранспортный тоннель, другое планируется оборудовать разводным мостом.

Как пообещал Владимир Коган, новая дорога будет бесплатной. «Согласно законодательству, для строительства платной дороги должна быть организована альтернативная бесплатная магистраль, – напомнил заместитель главы Росстроя. – В данном случае этот вариант осуществить невозможно».

Работы будут финансироваться как за счет федерального бюджета, так и за счет кредитных средств Европейского банка реконструкции и развития. Общая сумма заемных средств, затраченных на проект, составляет порядка $460 млн.

Напомним, что решение о строительстве КЗС от наводнений в Петербурге было принято еще в 1978 году Советом министров СССР. В 1991 году работы были полностью заморожены, в 1996-м проект подвергся корректировке. В 2005 году был определен единый госзаказчик строительства – Федеральное агентство Росстрой.

Текст: Дарья Куксенкова