Контрольно-счетная палата Петербурга (КСП) вслед за Счетной палатой РФ представила результаты проверки хода строительства стадиона «Зенита» на Крестовском острове. Как сообщил глава КСП Вадим Лопатников, согласно направленной в Главгосэкспертизу в 2012 году городским Комитетом по строительству сметной документации, стоимость возведения объекта должна была составить 44,8 млрд руб. (примечательно, что ранее городские власти сообщали о 43,8 млрд рублей). Он напомнил, что заявленная цена уже неоднократно вызывала вопросы у чиновников, а также депутатов, в связи с чем и была инициирована проверка. Глава КСП добавил, что городское правительство уже приступило к оптимизации стоимости стадиона: из 44,8 млрд руб. было решено сэкономить 4 млрд на концертном оборудовании, а также на достройке непрофильных помещений (например для общепита и торговли). Их решили продать инвесторам, чтобы те за свой счет завершили отделку.
Кроме того, совместная проверка КСП со Счетной палатой РФ выявила, что сметная стоимость может быть снижена еще на 5,5 млрд руб. «По 3 млрд руб. заказчик проекта, Комитет по строительству, согласился с нами. Еще 2,5 млрд – в стадии обсуждения. Таким образом, у города есть возможность сэкономить 15-20% заявленной стоимости проекта, то есть порядка 10 млрд руб.», – заключил аудитор Контрольно-счетной палаты Петербурга Юрий Илларионов.
По мнению петербургских аудиторов, оптимальная цена стадиона составляет 35 млрд руб.
Илларионов добавил также, что в настоящее время городское правительство готовит новую сметную стоимость для объекта, в которой будет учтено предложение аудиторов по ее уменьшению. «Мы не знаем точно, какова она будет, но явно существенно меньше заявленной в 44 млрд руб.», – заверил Вадим Лопатников.
Примечательно, что о выявленных в ходе проверки финансовых нарушениях ревизоры предпочли говорить крайне аккуратно. «Пока мы говорим о нанесенном городу ущербе, а не хищениях. Было ли мошенничество с бюджетными средствами, мы сможем сказать лишь, когда стадион будет достроен», – подчеркнул глава КСП. По расчетам аудиторов, возвести объект вполне возможно к ноябрю-декабрю 2015 года.
С момента начала строительства стадиона в 2007 году по настоящее время на стройку из городской казны потратили 14,4 млрд руб. Как заявляют аудиторы, бюджет недополучил средств в размере 155 млн руб. от продажи материалов при разборке бывшего стадиона им. Кирова, на месте которого идет новая стройка. Кроме того, город зря потратился на уже закупленные за 278 млн руб. антивандальные стулья для будущего комплекса. «Теперь, по нашим данным, они просто валяются на улице и специалисты УЕФА, приезжавшие к нам, запретили их устанавливать», – отметил Вадим Лопатников.
Однако наибольшая претензия у контролеров – к подрядчикам и выдаваемым им авансам. Так, в начале стройки в 2006 году Петербург авансировал ОАО «Авант» 5 млрд руб., однако потом контракт с организацией был расторгнут. Затем новым подрядчиком стал «Трансстрой». Ему было направлено почти 9 млрд руб. «При этом по сумме в 3,8 млрд руб. «Трансстрой» до сих пор не смог направить нам подтверждающую расходование средств документацию», – сообщил глава КСП Лопатников.
Он добавил также, что если компания не представит необходимые аудиторам материалы, то КСП намерена обратиться в прокуратуру и Следственный комитет РФ. «Но пока без документов мы не может говорить, были ли там растраты или мошенничество», – отметил он.
Примечательно, что в Счетной палате РФ – иное мнение. Как сообщил тот же Вадим Лопатников, в ходе рассмотрения итогов проверки ряд федеральных ревизоров предложили обвинить «Трансстрой» в демпинге и внести в список недобросовестных поставщиков госуслуг. Компания выиграла конкурс на стадион, предложив цену на 30% ниже от изначально установленной городом в 18 млрд руб. «В подписанном контракте была указана стоимость строительства в 13 млрд руб., а потом ее пришлось увеличивать до 23 млрд. То есть, подрядчик пошел на сознательное снижение цены», – пояснил Вадим Лопатников. Однако в итоге аудиторы решили не наказывать «Трансстрой» – иначе сроки сдачи объекта в очередной раз будут сдвинуты.
Впрочем, в КСП готовы признать: город нес финансовые потери при строительстве стадиона почти на каждом этапе. Так, в 2011 году Комитетом по строительству было заключено с ЗАО «Зенит-Арена» (структура, входящая в «Газпром»), а также с «Трансстроем» соглашение, которое обязало Петербург учитывать предложения и требования по изменению проекта со стороны монополиста. Напомним, что «Газпром» финансирует содержание ФК «Зенит».
«Эта практика нас крайне удивила. Приходится констатировать, что заказчик поставил себя в ситуацию, когда попал под влияние генерального подрядчика и третьей стороны, которые свободно навязывали решения по внесению изменений в проект», – отметил Вадим Лопатников.
Он подчеркнул также, что пожелания «Газпрома» с каждым годом и с каждым совещанием улучшать данный стадион при отсутствии нормальной проектно-сметной документации, утвержденной Главгосэкспертизой, также привели к срыву сроков и удорожанию.
В свою очередь, в компании «Трансстрой» от комментариев по поводу претензий КСП отказались. Там заявили, что пока никаких официальных документов не получали.
Документы с новой сметной стоимостью стадиона в Главгосэкспертизу должны направить в ближайшие две недели. По уже имеющейся договоренности с ведомством объект будет рассматриваться в первоочередном порядке и его проверка завершится в течение двух-трех недель после поступления материалов.