Территория «Ломоносовская» ограничена Фарфоровской улицей, проспектом Обуховской Обороны, улицами Чернова, Бабушкина, Тихой, улицами Седова и Кибальчича, а также Белевским проспектом.
Жилье для рабочих
Территория вдоль левого берега Невы между Московской веткой железной дороги, Фарфоровской улицей и Троицким полем (бывшая деревня Щемиловка) в середине ХIХ – начале ХХ века была рабочей окраиной. Дома, в которых проживали работные люди, окружали Невскую порцелиновую мануфактуру (ныне – Ломоносовский фарфоровый завод). За прошедшее с той поры время сложившийся имидж территории почти не претерпел изменений. Район и сегодня относится к так называемому «коричневому поясу» города – промышленным зонам с прилегающими кварталами жилой застройки.
Популярность этих кварталов у покупателей квартир, несмотря на обилие зелени (парк культуры и отдыха имени Бабушкина и сад «Куракина дача»), пока невысока. По большей части расположенные здесь жилые дома имеют весьма скромные потребительские характеристики.
Жилищный фонд вокруг «Ломоносовской» наполовину состоит из пятиэтажных хрущевок, причем большинство из них – панельные. Но в районе, конечно, можно найти и более качественное жилье – сталинки. В основном они сосредоточены на Ивановской улице и бульваре Красных Зорь. Местные сталинки – одни из самых дешевых в городе, и ценители советского ампира обеспечивают львиную долю спроса на жилье у станции метро «Ломоносовская».
Стоимость квартир в этих кварталах ниже, чем в таких спальных районах, как Южное Купчино или Веселый поселок. По данным мониторинга информационно-аналитического отдела ГК «Бюллетень Недвижимости», средняя цена 1 кв. м жилья в этом районе составляет $2,3 тыс., что значительно ниже среднегородской. Самые дешевые варианты из представленных здесь – однокомнатные квартиры в панельных хрущевках – можно приобрести за $75 тыс. Самые дорогие – четырехкомнатные квартиры в сталинках – за $290 тыс.
Инвесторы не торопятся
Главный недостаток территории – высокая концентрация промышленных предприятий. В непосредственной близости от жилых кварталов расположены Ломоносовский фарфоровый завод, пивоваренный завод «Вена», Пролетарский завод, Невская мануфактура и пивоварня «Хайнекен». Соседство с промышленной зоной отрицательно влияет на экологическую обстановку окружающей территории.
Основное преимущество района – хорошая транспортная доступность, обеспечиваемая станцией метро «Ломоносовская» и транзитными магистралями. Главная трасса – Ивановская улица – связывает левый берег с южными районами города. Другая важная магистраль – проспект Обуховской Обороны – обеспечивает транспортное сообщение с Красногвардейским и Фрунзенским районами. Строительство КАД, а также Большого Обуховского моста в верхнем течении Невы, позволило значительно разгрузить транспортные потоки, проходящие по этой территории.
В последнее время здесь постепенно начинают реализовывать проекты по строительству коммерческих объектов. Например, компания «Макромир» планирует построить торгово-развлекательный комплекс на улице Бабушкина (северо-западнее пересечения с переулком Матюшенко). Ввод его в эксплуатацию намечен на 2009 год.
Жилищное строительство в районе сейчас практически не ведется. Единственный проект – возведение жилого дома на улице Шелгунова (129-й квартал, корпуса 1–2 юго-западнее д. 3, лит. А, по улице Шелгунова). Строительные работы начались еще в 2003 году. Застройщик – компания «Норд» – планирует сдачу первой очереди дома в ноябре, второй – в декабре текущего года.
По словам руководителя информационно-аналитического отдела ГК «Бюллетень Недвижимости» Сергея Бобашева, предпосылок для активизации жилищного строительства вокруг «Ломоносовской» пока нет. «Территория плотно застроена, свободных пятен почти нет, а вывод промышленных предприятий, который мог бы освободить место под новое строительство и повысить привлекательность жилья, – процедура длительная и дорогая, - считает Сергей Бобашев. – Инвесторы вкладывать сюда средства не торопятся».
Как считает Сергей Бобашев, потенциал развития у района вокруг станции метро «Ломоносовская» (впрочем, как и у всего левого берега Невы) сегодня невелик. Есть перспективные локальные зоны, но по привлекательности для инвесторов они проигрывают аналогичным территориям в других частях Петербурга.
Комментарии
Михаил Бимон
директор департамента маркетинга и развития корпорации «Петербургская Недвижимость»:
Район у станции метро «Ломоносовская» – пока недооцененная покупателями жилья и девелоперами территория. Она обладает неплохой транспортной доступностью, весьма обильно озеленена. Квартиры в домах, выходящих окнами на набережную Невы, обладают хорошими видовыми характеристиками. Часть жилищного фонда в районе составляют сталинки, что добавляет привлекательности территории в глазах любителей этого типа жилья.
В последнее время в районе наблюдаются подвижки в развитии торговой инфраструктуры. Крупные продовольственные сети пока не освоили район, зато здесь активно развивается «рынок первых этажей». Квартиры на первых этажах жилых домов расселяются и переводятся в нежилой фонд с последующей сдачей в аренду под коммерческие цели. Однако со временем в районе «Ломоносовской» могут появиться и крупноформатные торговые комплексы.
Постепенно идет сокращение площадей промышленных предприятий, находящихся на этой территории. Помещения заводов и фабрик частично реконструируются под офисы и торговые объекты. Вполне возможно, что через несколько лет некоторые предприятия будут полностью выведены отсюда. С уменьшением числа производств улучшится экологическая обстановка в районе. Часть промышленных территорий будет осваиваться – в том числе и под жилищное строительство. Вполне возможно, что через два-три года жилье здесь может ощутимо вырасти в цене.
Валерий Корнилов
директор по маркетингу компании ЛЭК:
Территория сложная, ввиду близости больших промышленных площадок. Жилищный фонд в данном районе в основном состоит из панельных хрущевок, разбавленных небольшим количеством сталинок – вдоль основных магистралей. Сегодня район является непопулярным ввиду чрезмерно интенсивного движения по Ивановской улице, явно не рассчитанной на тот поток транспорта, который она ежедневно «переваривает». Другой существенный недостаток – страдающая из-за транспорта и промышленности экология.
Достоинства: достаточная озелененность, близость станции метро «Ломоносовская» и КАД. Именно эти доминанты привлекают некоторых инвесторов к данной территории. На наш взгляд, район может получить импульс к развитию только при выведении транспортных потоков и промышленных предприятий за его пределы. При таком развитии событий здесь может появиться жилье не только эконом-класса, но и бизнес-класса.
АНОНС
В ближайших номерах «Бюллетень Недвижимости» продолжит публикацию аналитических статей о петербургском рынке недвижимости. В следующий раз читателям будет предложен обзор жилья в районе станции метро «Елизаровская».
Самые дорогие квартиры (USD), ст. м. «Ломоносовская»
Количество комнат | Адрес | Цена за метр | Цена квартиры, тыс. USD |
---|---|---|---|
3 | Бабушкина ул. | 3643,8 | 291 |
2 | Ивановская ул. | 3516,9 | 198 |
1 | Полярников ул. | 3335,2 | 117,4 |
1 | Ивановская ул. | 3250 | 104 |
1 | Бабушкина ул. | 3062,5 | 98 |
2 | Бабушкина ул. | 3020 | 151 |
3 | Полярников ул. | 2956,1 | 175 |
1 | Ново-Александровская ул. | 2903, | 90 |
1 | Ивановская ул. | 2842,1 | 108 |
3 | Обуховской Обороны пр. | 2809 | 200 |
Самые дешевые квартиры (USD), ст. м. «Ломоносовская»
Количество комнат | Адрес | Цена за метр | Цена квартиры, тыс. USD |
---|---|---|---|
3 | Седова ул. | 1725,8 | 107 |
3 | Полярников ул. | 1745,3 | 185 |
3 | Фарфоровская ул. | 1785,7 | 125 |
4 | Ивановская ул. | 1800 | 180 |
4 | Полярников ул. | 1862,7 | 190 |
4 | Седова ул. | 1887,8 | 185 |
2 | Полярников ул. | 1904,8 | 120 |
3 | Шелгунова ул. | 1929,8 | 110 |
2 | Седова ул. | 1937,5 | 93 |
2 | Ново-Александровская ул. | 1976,2 | 91 |