Идея создать платное шоссе появилась еще несколько лет назад. Инициатором проекта выступило Министерство транспорта РФ, государственным заказчиком – Федеральное дорожное агентство. Дело в том, что пропускная способность действующей магистрали М-10, соединяющей обе столицы, оставляет желать лучшего. Кроме того, существующая трасса не обеспечивает безопасность движения.
Борьба с пробками
На последнем заседании городского правительства было утверждено постановление «О мерах по проектированию и строительству скоростной автомобильной магистрали М-10-С «Столица» Москва – Санкт-Петербург в административных границах города Санкт-Петербурга». Документ подготовлен Комитетом по благоустройству и дорожному хозяйству. Как заявил председатель этого ведомства Олег Виролайнен, автомагистраль должна существенно улучшить ситуацию на дорогах Петербурга. Особенно - в его южной части.
По словам г-на Виролайнена, здесь проходит наибольшее количество грузового автотранспорта. Высокая концентрация машин и отсутствие необходимого количества развязок приводит к частым пробкам на Московском и Пулковском шоссе.
Существенную часть нагрузки приняла на себя КАД. Однако ее мощностей явно недостаточно для решения транспортных проблем в южной части города. По мнению Олега Виролайнена, в этой ситуации строительство платной автомагистрали между Петербургом и Москвой позволит разгрузить городские дороги.
Власти северной столицы рассмотрели пять вариантов прохождения трассы. В итоге решили, что магистраль будет начинаться на пересечении с КАД в районе поселка Московская Славянка. Дорога пройдет параллельно существующей трассе между двумя столицами, рядом с проектируемой железнодорожной магистралью, которая также соединит два города. В Москве трасса будет заканчиваться на пересечении с кольцевой дорогой в районе Солнечногорска (15-й километр МКАД).
Путь прохождения будущей магистрали по территории Петербурга и Ленинградской области уже согласован и отправлен на утверждение в Министерство транспорта РФ. Проект обоснования инвестиций в строительство платной трассы одобрен чиновниками Главгосэкспертизы РФ 22 декабря прошлого года.
С ветерком до Москвы
Общая протяженность дороги составит 643 километра, стоимость ее строительства – порядка 220 млрд рублей. Из них 49 млрд будет потрачено на работы по подготовке участка, проходящего по территории Петербурга и Ленобласти. Магистраль будет включать в себя 32 транспортные развязки, 85 мостов и 167 путепроводов. Число полос движения будет варьироваться: от двух до пяти в каждом направлении.
Проектировщиком участка, проходящего по территории Петербурга и Ленинградской области, является ООО «Дорпроект». По словам генерального директора компании Сергея Романова, протяженность магистрали в пределах Петербурга составит примерно 20 километров.
Предусмотрено строительство четырех полос (в каждом направлении) и трех развязок, соединяющих шоссе с улично-дорожной сетью города. Интенсивность движения на трассе составит около 100 тыс. автомобилей в сутки в обе стороны. Ограничений по габаритам транспорта не будет.
Строительство трассы в пределах Петербурга и области пройдет в три этапа. Сначала будет проложена часть дороги от КАД до города Тосно. Работы начнутся в следующем году, завершатся – в конце 2011-го. В третьем квартале 2008 года стартует строительство второй очереди – от города Тосно до поселка Мга. Данный участок планируется завершить в конце 2012 года. В четвертом квартале 2013 года будет закончено сооружение третьей очереди – от Мги до границы с Новгородской областью.
Проект строительства трассы уже получил одобрение глав администраций всех субъектов РФ, на территории которых будет проложено шоссе. Как отметил Сергей Романов, автомагистраль пройдет в обход крупных населенных пунктов. Таким образом, скорость движения по трассе намного увеличится по сравнению с существующей дорогой между двумя столицами.
Город резервирует землю
Особое внимание петербургские власти планируют обратить на развитие инфраструктуры вокруг трассы. Губернатор Валентина Матвиенко дала поручение главам профильных комитетов провести необходимую работу по резервированию прилегающих к будущей магистрали земель. По ее словам, это необходимо сделать для пресечения попыток выкупа этих территорий с целью их дальнейшей перепродажи.
По словам председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Александра Викторова, в границах Петербурга трасса пройдет по участкам общей площадью 470 га. Из них лишь четверть принадлежат городу. Остальные находятся в частной собственности и в ближайшее время будут выкуплены или изъяты.
Вице-губернатор Александр Вахмистров заявил, что вся землеустроительная документация будет отправлена для утверждения в Федеральное дорожное агентство до 10 апреля.
В этом году планируется также определить схемы финансирования трассы. Как отметила Валентина Матвиенко, строительство проходящего по территории Петербурга и Ленинградской области отрезка магистрали может быть осуществлено с помощью концессионного соглашения.