Муниципальное образование «Измайловское» расположено в северо-восточной части Адмиралтейского района. Территория ограничена наб. Фонтанки, Московским пр. (нечетная сторона), Малой Митрофаньевской ул. и Лермонтовским пр. (четная сторона).
Округ относится к исторической части Петербурга. Практически вся застройка – здания «преклонного возраста», XVIII-XIX веков.
Рабочий юг
Территория «Измайловского» разделена на две относительно равные части – жилую и нежилую. По одну сторону округа – жилые дома, детские сады, школы (недостатка в социальных объектах здесь нет, как и в любом давно сложившемся районе). По другую – объекты торгово-развлекательной инфраструктуры, а также промышленные предприятия. Таким образом, здесь нет свойственной многим петербургским округам чересполосицы, когда жилые кварталы стоят вперемешку с депо, цехами, хлебопекарнями и проч.
Южная половина округа, между наб. Обводного канала и Малой Митрофаньевской улицей, является промышленной зоной. Значительная часть территории занята службами Октябрьской железной дороги. (Кстати, там же находится интереснейший «Музей железнодорожной техники».)
Если по нечетной стороне Московского проспекта на отрезке между Обводным и Малой Митрофаньевской еще хватило места для нескольких жилых домов, то на стороне, принадлежащей округу «Измайловское», он всего один. Все остальное – офисные здания, иногда с магазинами на первых этажах.
Входящий в округ отрезок южного берега Обводного канала занят коммерческими объектами. Среди них нужно отметить гипермаркет «Лента» и ТРК «Варшавский экспресс», благодаря которым во многом удовлетворяются потребности как жителей «Измайловского», так и соседних округов.
Мелких торговых точек здесь тоже предостаточно. На Обводном канале их концентрация особенно высока вблизи станции метро «Балтийская». На Московском проспекте – вблизи «Фрунзенской».
Военный север
На севере округа высится синий купол одной из доминант Петербурга – Троицкого собора. Там же на Фонтанке расположена толкучка с амбициозным названием Троицкий рынок. Развалы с дешевым тряпьем, которым торгуют почти исключительно гости из бывших советских республик, в историческом центре выглядят досадным недоразумением. Надо надеется, что у властей дойдут руки и до этого рынка, как дошли в свое время до расположенного неподалеку Сенного.
Говоря об этой части округа, петербуржцы часто обозначают ее как «район Красноармейских улиц». Реже вспоминают историческое название.
Измайловская слобода была построена по велению Императрицы Анны Иоанновны. Было решено «на полки Гвардии, вместо казарм, построить слободы... со всяким поспешением в нынешнем 1740 году». Слобода, построенная «за Фонтанкою, позади обывательских дворов», досталась Измайловскому лейб-гвардии полку. Планировки слобод были по-военному просты – полковой проспект с пересекающими его ротными улицами. Так появились Измайловский проспект и двенадцать улиц, пронумерованных соответственно ротам. А также улица Заротная, где квартировался вспомогательный состав – медики, маркитанты и прочие.
За два века своего существования полк покрыл себя неувядаемой боевой славой. Однако в 1923 году большевики не приняли во внимание боевые заслуги гвардейцев, переименовав Роты в Красноармейские улицы. Причем их стало на одну больше – вместо Заротной появилась 13-я Красноармейская. По логике новой власти «закрасноармейская» звучало бы странно.
Дома для гвардейцев строились хоть «с поспешением», но добротно. Они частично сохранились на территории «Измайловского». Практически все остальные дома округа тоже относятся к старому фонду, хотя и несколько более позднему, уже ХIХ века. Среди них немало памятников архитектуры федерального значения.
«Этот микрорайон примечателен тем, что в его случае старость не означает ветхость, – рассказал вице-президент агентства недвижимости «ЮРИНФО-Недвижимость» Николай Лавров. – По крайней мере, значительная часть домов здесь – после капитального ремонта. Кроме того, отсутствует слишком уж плотная застройка с теснейшими двориками без зелени, скамеек, беседок и прочего».
Конечно, жители Измайловской слободы временами жалуются на администрацию округа по поводу недоработок в сфере благоустройства дворов и улиц, ремонта жилищного фонда. Однако в целом кварталы выглядят достаточно прилично. Округ ежегодно номинируется на конкурсе по благоустройству территорий муниципальных образований и уже становился лауреатом.
Недорого и со вкусом
Как и в любой части исторического центра, в Адмиралтейском районе и, в частности, его муниципальном образовании «Измайловское», по-прежнему много коммунальных квартир. Но, как считает Николай Лавров, это расселяемые коммуналки. «В «Измайловском» умеренные цены на жилье. Поэтому и запросы владельцев долей в коммунальных квартирах не так уж невыполнимы», – отметил эксперт.
По информации отдела аналитики ГК «Бюллетень Недвижимости», в среднем квадратный метр в однокомнатной квартире на территории округа стоит около 103 тыс. руб. Для старого фонда в центре города это весьма «по-божески». По мнению главного аналитика ГК «Бюллетень Недвижимости» Сергея Бобашова, это территория не парадного старого фонда, а скорее депрессивного. «Ожидать какого-то серьезного развития инфраструктуры, строительства престижного жилья в обозримом будущем в этом месте не приходится, – сказал Сергей Бобашов. – Поэтому и жилье здесь не самое дорогое».
«Двушка» в Измайловской слободе продается по цене 89 тыс. руб. за кв. м, трехкомнатная – 86 тыс. Четырех-, пятикомнатные и вовсе «дешевы» – цена в разных случаях колеблется от 64 до 80 тыс. руб. за кв. м. Но следует иметь в виду, что самый дешевый «квадрат», вероятнее всего, продается в «убитой» коммуналке.
Впрочем, цена «за квадрат» категория очень условная. Имеет смысл назвать и средние цены на квартиры. Однокомнатная в Измайловской слободе сегодня обойдется покупателю примерно в 4,2 млн руб. Двухкомнатная – 5,4 млн руб. Около 6,7 млн будет стоить «трешка». От 7,7 млн – четырехкомнатная квартира.
От всего выше изложенного у читателя может сложиться впечатление, что Измайловская слобода с точки зрения приобретения жилья тянет если не на отметку «отлично», то уж точно на четверку с плюсом. Однако в оценку территории придется добавить один жирный минус. Для жителя, пользующегося только общественным транспортом, округ прекрасен – две «своих» станции метро и станция «Технологический институт» неподалеку. А вот автолюбителю будет не доставать простора для хорошей езды – основные транспортные артерии округа, набережные Фонтанки и Обводного канала, в часы пик чрезвычайно перегружены. Особенно набережные Обводного, по которым разрешено движение большегрузного транспорта.