Заслушав и обсудив вопросы становления и развития рыночных отношений в сфере жилой недвижимости, в том числе в сфере долевого строительства, социального и коммерческого найма, информационного обеспечения и консультирования населения по жилищным вопросам, необходимости совершенствования нормативно-правового регулирования на региональном и федеральном уровнях в области жилищной политики, мер государственной поддержки обсуждаемых вопросов, участки круглого стола отмечают следующее.
1. Учитывая положительный опыт информационного обеспечения и консультирования в жилищной сфере в регионах России, в том числе Санкт-Петербурга, Ленинградской, Пермской, Ярославской, Архангельской, Иркутской, Псковской областей, представленный региональными участниками круглого стола, и в том числе положительный опыт работы Общественных приемных председателя партии «Единая Россия» В.В. Путина в Санкт-Петербурге и Ленинградской области по взаимодействию с профессиональными участниками рынка недвижимости, рекомендовать обсуждаемую структуру взаимодействия в качестве опытной модели для внедрения на всей территории Российской Федерации.
2. Учитывая, что региональное законодательство в Санкт-Петербурге не в полном объеме отражает современное состояние вопросов социального и коммерческого найма, предложить создать рабочую группу при Общественной приемной председателя партии «Единая Россия» В.В. Путина в Санкт-Петербурге с участием депутатов соответствующих комиссий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, отраслевых комитетов Правительства Санкт-Петербурга и общественных организаций по разработке проекта закона Санкт-Петербурга «О развитии социального и коммерческого найма в Санкт-Петербурге».
3. Поддержать предложения ОАО «Санкт-Петербургский центр доступного жилья» по разработке соответствующей целевой региональной жилищной программы «О развитии коммерческого найма». Разработчик программы – ОАО «Санкт-Петербургский центр доступного жилья».
4. Обсудив ситуацию, сложившуюся в долевом строительстве,
рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации рассмотреть вопрос о внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации предусматривающий в отношении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности:
возможность передачи земельных участков для строительства застройщикам, привлекающим денежные средства граждан – участников долевого строительства, в доверительное управление с обременением условиями, гарантирующими исполнение принятых застройщиком обязательств;
ограничение права застройщика передавать арендованный для строительства земельный участок в субаренду иным хозяйствующим субъектам без согласования с собственником земельного участка;введение механизма принудительной переуступки права аренды земельных участков под объектами, незавершенными строительством, иным хозяйствующим субъектам либо жилищно-строительным кооперативам, созданным гражданами – участниками долевого строительства, в случае неисполнения обязанностей застройщиков перед участниками долевого строительства;
предоставление земельных участков целевым назначением застройщикам в рамках механизмов государственно-частного партнерства для обеспечения граждан по договору участия в долевом строительстве жильем в размере социальной нормы (нормы предоставления жилых помещений по договору социального найма).
Рекомендовать Государственной Думе РФ внести в федеральное законодательство положения, устанавливающего уголовную ответственность застройщика за нецелевое использование денежных средств, граждан – участников долевого строительства.
Рекомендовать субъектам Российской Федерации принятие законов субъектов Российской Федерации о защите прав граждан – участников долевого строительства. Организовать постоянный мониторинг ситуации на строительстве объектов, осуществляемых с привлечением денежных средств граждан – участников долевого строительства с целью выявления проблемных объектов и уточнения списков дольщиков, подвергающихся наибольшему риску неисполнения обязательств застройщиком.
Обеспечить принятие региональных программ Санкт-Петербурга о защите интересов граждан в области долевого строительства, предусматривающих:
– материальную поддержку граждан – участников долевого строительства, пострадавших в результате неисполнения застройщиками обязательств по договорам участия в долевом строительстве, заключенным после вступления в силу Федерального закона от 30.12.2004 №_214 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», в том числе предоставление им вне очереди жилых помещений по договору срочного найма;
– создание механизмов, гарантирующих защиту денежных средств граждан – участников долевого строительства от недобросовестных действий застройщиков, в том числе с участием коммерческих банков;
– меры, предусматривающие создание благоприятных экономических условий с целью привлечения инвесторов для завершения долевого строительства;
– меры, направленные на совершенствование государственного регулирования, контроля и надзора в области долевого строительства;
– информационно-методическую и юридическую помощь гражданам при заключении договоров участия в долевом строительстве.
Внести на рассмотрение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга вопрос о целесообразности разработки региональных норм, определяющих порядок удовлетворения за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации материальных претензий граждан – участников долевого строительства, пострадавших в результате неисполнения застройщиками обязательств по договорам участия в долевом строительстве, заключенным до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2004 №_214 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Предложить заместителю Генерального прокурора Российской Федерации А.В. Гуцану, начальнику Главного управления МВД России по Северо-Западному федеральному округу В.Н. Быкову обеспечить возбуждение и надлежащее ведение уголовных дел по всем фактам преступной деятельности, связанной с ненадлежащим исполнением обязательств по договорам долевого строительства.
5. Государственной Думе РФ рассмотреть и предложить превентивные механизмы защиты интересов дольщиков, в том числе проектное финансирование и более активное вовлечение в инвестиционно-строительный процесс банковского сообщества и инструментов государственного регулирования и надзора.
6. Разработать и внести следующие изменения в Закон Санкт-Петербурга «О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов в Санкт-Петербурге» (с учетом предложений и замечаний Комитета по строительству Правительства Санкт-Петербурга).
Определить понятия:
участник долевого строительства многоквартирных домов, пострадавший от деятельности (бездействия) недобросовестных застройщиков (инвесторов), осуществлявших строительство многоквартирных домов;
проблемный объект;
социально незащищенный участник долевого строительства.
Предусмотреть:
меры государственной поддержки юридических лиц, завершающих строительство проблемных объектов:
– строительство многоквартирных домов за счет средств городского бюджета при осуществлении уполномоченным государственным органом (ГУП) функций заказчика строительства с последующим предоставлением квартир гражданам, пострадавшим от деятельности (бездействия) недобросовестных застройщиков (инвесторов), осуществлявших строительство многоквартирных домов (далее – пострадавшие граждане). При этом с гражданами заключаются договоры, в рамках которых органы исполнительной власти принимают на себя обязательства по обеспечению строительства многоквартирного дома и безвозмездной передаче жилых помещений в нем в собственность пострадавшим гражданам.
– Предоставление новому застройщику земельного участка без взимания арендной платы и (или) освобождения его от выполнения инвестиционных условий в случае предоставления им квартир пострадавшим гражданам в строящемся или введенном в эксплуатацию многоквартирном доме.
– Предоставление жилищно-строительным кооперативам, созданным участниками долевого строительства многоквартирного дома, застройщик которого не имеет возможности завершить строительство объекта, субсидий для возмещения части затрат, связанных с завершением строительства.
– Оказание мер государственной поддержки должно производиться на основании Постановления Правительства Санкт-Петербурга.
– Может быть предусмотрено ведение реестра проблемных объектов, для завершения строительства которых необходимо привлечение бюджетных средств.
– Ведение реестра целесообразно поручить Комитету по строительству.
Меры государственной поддержки граждан, пострадавших от действий (бездействия) недобросовестных застройщиков (инвесторов).
– Социальная выплата пострадавшим гражданам на приобретение или строительство жилья (как вариант – из расчета фактически оплаченных квадратных метров общей площади жилья, но не более 15 кв. м на каждого члена семьи, исходя из средней рыночной стоимости квадратного метра в Санкт-Петербурге).
– Финансовая помощь пострадавшим гражданам на завершение строительства многоквартирных домов, исходя из стоимости завершения строительства и ввода объекта в эксплуатацию пропорционально общей площади жилого помещения, предусмотренной договором (гражданам, полностью оплатившим стоимость жилого помещения);
– Денежная компенсация пострадавшим гражданам, исходя из фактически оплаченной суммы по договору (гражданам, не полностью оплатившим стоимость жилого помещения), с учетом средней рыночной стоимости квадратного метра в Санкт-Петербурге.
– Необходимо предусмотреть ведение реестра граждан – участников долевого строительства многоквартирных домов, пострадавших от деятельности (бездействия) недобросовестных застройщиков (инвесторов). Ведение реестра целесообразно поручить Комиссии при Правительстве Санкт-Петербурга по вопросам социальной поддержки пострадавшим гражданам – участникам долевого строительства многоквартирных домов (Комитету по социальной политике). В реестре предусмотреть два раздела.
В первый раздел включить следующие категории пострадавших граждан:
многодетные семьи;
семьи, имеющие детей-инвалидов;
семьи, имеющие детей в возрасте до шести лет;
инвалиды;
граждане, не имеющие жилых помещений для постоянного проживания.
Во второй раздел включить всех остальных пострадавших граждан.
При разработке законопроекта учесть следующее.
– Меры государственной поддержки пострадавшим гражданам могут предоставляться однократно.
– В случае заключения пострадавшим гражданином нескольких договоров на строительство жилых помещений финансовая помощь (денежная компенсация) предоставляется в отношении одного из жилых помещений по выбору гражданина.
– Условием выплаты денежной компенсации является передача гражданином субъекту РФ принадлежащей ему доли в объекте, либо уступка права требования к застройщику.
– Действия закона в отношении мер по оказанию государственной поддержки пострадавшим гражданам возможно распространить на граждан, пострадавших от недобросовестных застройщиков (инвесторов) до вступления данного закона в силу и заключивших договоры не в соответствии с Федеральным законом «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2004 № 214.
– Принятие закона потребует внесения изменений в отдельные действующие постановления (распоряжения) Правительства Санкт-Петербурга.
– Кроме принятия нового закона, в связи со сложившейся в городе положительной практикой завершения строительства многоквартирных домов жилищно-строительными кооперативами, созданными участниками долевого строительства объекта, застройщик которого не имеет возможности завершить строительство и не находится в стадии банкротства, целесообразно предусмотреть издание правового акта (постановления Правительства Санкт-Петербурга), регламентирующего порядок передачи объекта для завершения строительства таким жилищно-строительным кооперативам.
7. Внести изменения и дополнения в региональное законодательство в части предоставления обманутым дольщикам, ранее признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилых помещений на условиях государственного коммерческого найма.
Принято единогласно
17 мая 2012 года