В конференц-зале гостиницы «Октябрьская» прошел Весенний саммит по малоэтажному домостроению. Организаторы (редакция журнала «Пригород») решили вывести на публику новый для загородного рынка жанр – интеллектуальное событие. То есть обсуждать действительно острые темы, которые завтра могут стать ключевыми.

Поддержать такую нетривиальную акцию рискнула компания HONKA, которая выступила генеральным спонсором мероприятия.

Вкус дискуссии
По общему впечатлению участников саммита, почти все получилось.
Основная тема была заявлена нейтрально – «Пригород: управление развитием». Однако в этих неопределенных рамках для начала прошел «разбор пролетов: SWOT-анализ особенностей делового климата». Антон Финогенов, генеральный директор компании «Урбаника» и Владислав Фадеев, аналитик GVA Sawyer включили петербургский регион в контекст мировых урбанистических процессов и глобальной экономики.

Постоянный участник саммитов «Пригорода» заместитель генерального директора Департамента недвижимости МЭР Александр Окунев специально приехал из Москвы, чтобы рассказать участникам о готовящихся и недавно принятых нормативных актах и о правоприменительной практике.

Депутат законодательного собрания ЛО Владимир Петров, первый вице-президент ГК «Балтрос» Олег Еремин, генеральный директор «УНИСТО-Петросталь» Арсений Васильев и заместитель председателя КАГ Владимир Демин в ходе острой дискуссии обсуждали весьма болезненную тему:  кто и когда обеспечит социальными объектами новые жилые кварталы? К чему приведет стихийная застройка сельхозземель многоэтажными жилыми массивами?

(Даже отсутствие некоторых участников придавало спорам дополнительный вкус: ровно в то же самое время приглашенные на саммит вице-губернаторы ЛО Александр Дрозденко и Григорий Двас обсуждали ту же тему на совещании у прокурора области).

Цифры и впрямь тревожные
Сейчас в области продаются квартиры в 129 новостройка (год назад – 110), в «ближней зоне» строится порядка 1,5 млн кВ.м жилья. Область УЖЕ вводит больше жилья на душу населения, чем Петербург: 0,65 кв.м в год – ЛО, 0,58 кв.м – СПб. 80-90% покупателей жилья в ближней зоне – петербуржцы. Но обеспечивать их объектами соцкультбыта, пожарной охраной, милицией и транспортом обязана Ленобласть. 

Вице-губернатор ЛО Григорий Двас недавно заявил, что органы МСУ в некоторых поселениях «дают разрешение на строительство громадных жилых комплексов, в которых в самое короткое время могут появиться тысячи обманутых дольщиков». Например, генплан Заневского СП (отклоненный губернатором) предусматривает увеличение численности населения с 6000 до 118 000 жителей. Чтобы обеспечить этот рост, область должна дополнительно построить 20 школ, 24 детсада, больницу и поликлинику В Аннинском СП население поселка Новоселье планируют увеличить с 7000 до 70 000 человек. Предстоит возвести 15 школ, 18 детских садов, больницу и поликлинику.

Однако апокалипсис (скорее всего) отменяется. Многие участники отметили, что генплан – не догма, он лишь задает некие ориентиры. «Важно развитие, важно начать строить, а там посмотрим»,- заявил Владимир Петров. К нему присоединился глава Аннинского СП Игорь Кулаков: «Муниципалы вправе обойтись и без визы областных властей. По закону глава поселения может направить несогласованный вариант на утверждение местному совету депутатов. И разрешение на строительство выдает ОМСУ». По словам Игоря Кулакова, генплан задает вектор развития территории. «В 2010 году мы утвердили генплан для поселка Новоселье; 620 га сельхозземель включены в земли поселений. Только за счет налогов доходная часть муниципального бюджета увеличилась с 20 млн до 30 млн рублей. Мы считаем, что здесь можно реализовать проект комплексного развития территории – возвести примерно 1,5 млн кв.м жилья, в перспективе с ростом населения до 50 000 человек. На помощь из областного бюджета для обеспечения новостроек объектами соцкульбыта мы не рассчитываем». В Новоселье получены техусловия от монополистов, в этом году заканчивается проектирование головных источников энергообеспечения.

Безмен для рисков
Похоже, диких перекосов развития (возведения жилья без социалки и без инженерии) в Ленобласти все-таки удастся избежать. Местные жители воспротивятся, власти (по мере сил) не допустят, да и сами застройщики не смогут продать «коробки» на выселках. (В Подмосковье эта угроза более реальна).

Но для традиционных зон ИЖС и ДНП наступление многоэтажек представляет реальную угрозу.

Об этом внятно заявил Игорь Жданов, генеральный директор «Росса Ракенне СПб». Он показал, что при сохранении сегодняшнего вектора развития неизбежно сокращение территорий, пригодных под престижное загородное жилье. Остаются Курортный район (именно там HONKA затевает новый проект), участки вблизи лесных массивов и у озер. Наличие грамотно проработанных генпланов необходимо в первую очередь самим застройщикам – чтобы взвешивать риски и выстраивать стратегию.

Привлекло внимание участников выступление Вячеслава Ермолина, начальника управления Северо-западного банка Сбербанка РФ. Осторожные финансисты (при прочих равных) охотнее будут финансировать многоэтажные проекты – они понятнее, и риски в них ниже.

Юридическую сторону проблемы разъяснил Денис Качкин, глава юридический компании «Качкин и Партнеры». Он также показал возможные механизмы взаимодействия муниципалитета и инвестора.

Все на продажу!
В практической части саммита (особенно во второй день) много говорили об интернете. Выступающие дружно предсказывали сетевым технологиям светлое будущие, а печатным СМИ – скорую кончину. Приходилось даже напоминать им, что заинтересованную аудиторию собрал именно «бумажный» журнал «Пригород», а не какой-либо продвинутый сетевой проект.

Во второй день ведущие аналитики дали свою оценку рыночной ситуации и прогнозы по развитию рынка.  

На сессии «Все на продажу» говорили об эффективности рекламы и надежных вариантах продвижения. О структурах рекламных бюджетов и распределении вложений между различными СМИ рассказал Андрей Волков, ИФ «Гортис». По его словам, «компании, работающие на рынке недвижимости и строительства традиционно являются лидерами по объему рекламы в печатных СМИ и занимают второе место по объемам затрат».

Марина Агеева, руководитель службы маркетинга, PR и рекламы УК «ПулЭкспресс» выступила с докладом о развитии бренда компании. Сравнивая рекламные имиджи разных лет, участники смогли оценить разные этапы становления известного зонтичного бренда.

Наталья Суслова, генеральный директор коммуникационного агентства «Репутация» говорила о важности точного выбора каналов коммуникации. Ее презентация была посвящена трем основным вопросам: где найти покупателя, как продать быстрее, как продать дороже.

Как сэкономить бюджет и при этом создавать у потребителей по-настоящему целостный образ бренда? На этот вопрос отвечала Алла Трубникова, советник управляющего Национального Резервного банка, вице-президент клуба рекламодателей. Внедрение интегрированных маркетинговых коммуникаций действительно способно оптимизировать бюджет. При этом за счет единого центра планирования и управления кампанией по продвижению продукта возрастает эффективность рекламных мероприятий.

О рекламных кампаниях в интернете говорили сразу два спикера, Дмитрий Лобов, руководитель отдела продаж рекламного агентства ГК "Бюллетень Недвижимости" и Юрий Федулов, директор питерского филиала известной компании «Ашманов и партнеры».

В финале закусывали яблочком. О ярком и сочном бренде «Антоновка» рассказывала Елена Аркадьева, руководитель проектов брендингового агентства Brandson. Ее презентация называлась «Как продать домик мечты».

Пользовались спросом мастер-классы Дмитрия Синочкина (по управлению информационными потоками) и Татьяны Ильиной (об организации выставочного пространства).

На заключительный раунд организаторы планировали собрать «чемпионов продаж» - компании и специалистов, у которых показатели реализации стабильно выше средних по рынку. Половина заявленных спикеров не явилась, но – по весьма уважительной причине: «Встреча с солидным клиентом»… То есть выбрали-то выступающих правильно…

Тем не менее, интересное обсуждение систем продаж получилось. Для начала прошлись по секретам Андрея Бочкова, генерального директора УК «ПулЭкспресс». Потом в разговор вступила Анна Каменева, директор по развитию компании «ENGEL & VÖLKERS». Интересен был опыт Елены Соловьевой, начальника отдела продаж компании HONKA. Подводил итоги дискуссии Максим Светлый, генеральный директор компании «EQ-персонал».

Закончился саммит уже традиционно – тортом и секретами тортоедения от Наталии Горбачевой, генерального директора компании «Торт Вашей Мечты».

Отзывы участников:

Алла Трубникова, советник управляющего Национального Резервного банка, вице-президент клуба рекламодателей:
Прошедший  Саммит «Пригород. Управление развитием» позволил обменяться опытом профессионалам загородного рынка жилья.
Продвижение малоэтажных жилых объектов имеет свою специфику, т.к. каждый из них по-своему уникален. Для того чтобы сделать свой выбор потенциальный покупатель загородного жилья должен проанализировать большой массив информации об объекте, его месторасположении, инфраструктуре, и т.д.
Зачастую, выводя новый проект на рынок, застройщик должен формировать спрос.
Для участников опыт коллег может быть полезен в плане  снижения рыночных рисков и более эффективного развития своих проектов

Владислав Фадеев, аналитик GVA Sawyer:
Прошедший саммит «Пригород: управление развитием» стал уже традиционным мероприятием, на котором игроки загородного рынка Санкт-Петербурга имеют возможность «сверить часы», получить самую свежую информацию по ситуации на рынке, понять перспективы развития, тренды. Сейчас ситуация достаточно сложна, так как количество проектов в посткризисный период резко увеличилось, поэтому участникам рынка жизненно необходимо адекватно оценивать происходящие на рынке события. Саммит дает такую возможность. Остается пожелать организаторам и далее развиваться, затрагивая наиболее острые и яркие моменты в загородной жизни Петербурга.

Виталий Токарев, генеральный директор компании «Домостроев:
Очень эффективно в течение двух дней 17-18 апреля 2012г. проходила работа саммита «Пригород: управление развитием». Нужно отметить, что этот саммит -  единственная подобного уровня площадка на Северо-Западе РФ, которая объединяет профессионалов рынка в загородном сегменте. Считаю, что ее нужно сохранять и развивать.  

Мне понравилось, что мы с коллегами и партнерами смогли обсудить вс,е что происходит интересного в их компаниях, уточнить, как развивается рынок вообщем, "сверить часы" и поставить перед собой новые планы и задачи.
Приятно, что организаторы постарались сместить акцент от теории рынка в практическую плоскость. На мероприятии  можно было услышать о позитивном опыте компаний-лидеров в построении эффективной работы по организации продаж, организации рекламных компаний и много другого.

Сергей Пафомов, руководитель проекта «Бюллетень Недвижимости»:
Хочу поблагодарить организаторов саммита «Пригород управление развитием». Это мероприятие представляет возможность для  общения профессионалов - участников рынка недвижимости, позволяет обменяться опытом и сформировать корпоративные стратегические задачи и механизмы их решения. Формат саммита и обмен мнениями позволяет консолидировать позиции власти и бизнеса, по развитию пригородов Петербурга и области.  Все это дает возможность рынку развиваться, добиваться его участникам новых высот и  предоставлять качественные и востребованные предложения потребителям.

Елена Аркадьева, руководитель проектов, брендинговое агентство Brandson:
Саммит  «Пригород» дает  возможность не только  получать новые знания о текущих тенденциях  и веяниях, но и получить уникальные знания  по тем вопросам, которые зачастую остаются закрытыми для специалистов рынка загородной недвижимости. Огромное спасибо за организацию!