До стадиона – пешком

В августе этого года проект Кисе Курокавы «Космический корабль» выиграл международный конкурс на новый стадион для петербургского клуба «Зенит». Стадион, спроектированный японским архитектором, рассчитан на 62 тыс. зрителей. Чаша трибун будет перекрываться куполом, опирающимся на восемь мачт.

Парковочных мест, расположенных рядом со стадионом, предусмотрено около 1 700. Члены градостроительного совета заметили, что столь малого количества мест для размещения автомобилей в случае проведения крупных международных матчей явно недостаточно. В этом случае на стоянке будут размещаться автомобили только причастных к мероприятию лиц. И совершенно неясно, где будут парковаться приехавшие на матч зрители.

Рецензируя проект, архитектор Сергей Шмаков заявил: «Такой стадион должен иметь не менее 12 тыс. парковочных мест, иначе это будет противоречить стандартам FIFA. Мест для размещения больших парковок около стадиона нет, – сказал Шмаков. – И решить эту проблему, не отодвинув границы охранной парковой зоны, невозможно. Скорее всего, для возведения стоянки придется реквизировать несколько пляжей острова. Проблемы также возникают и в связи с низкой пропускной способностью Крестовского острова, ограниченной возможностью въезда и выезда. Остров соединен с городом несколькими мостами, имеет малое число дорог».

Вероятнее всего, при очередной корректировке проекта главное внимание будет уделено транспорту. Кисе Курокава предложил провести вокруг стадиона легкий надземный экспресс, который будет доставлять горожан в разные точки комплекса. Японский архитектор также собирается задействовать причал в расчете на то, что часть людей сможет добираться до стадиона по воде. Было предложено проработать возможность организации паромных линий к Крестовскому острову. И все же большей части зрителей придется добираться до стадиона на метро. А от него – идти пешком по Приморскому парку. По мнению Кисе Курокавы, пешая прогулка будет соответствовать советской идее острова физкультуры и спорта.

Лучше прочность, чем красота

Члены градостроительного совета высказали сомнения по поводу безопасности стадиона в «чрезвычайных ситуациях, вызванных угрозой террористических актов». «Эксперты МЧС для подстраховки в условиях потенциальной террористической угрозы потребуют продублировать весь несущий металл, и в результате о легкости конструкции (и о воздушной образности) можно будет забыть», – сказал в своем выступлении Андрей Боков, директор ФГУП «Моспроект-4» (проводившего реконструкцию «Локомотива» и «Лужников»). По его мнению, экспертиза уберет все многочисленные узкие лестницы, представленные в проекте, их просто не может быть на пути эвакуации 62 тыс. человек. Нарекания вызывали и вантовые конструкции стадиона. Члены совета указывают на то, что они перекроют обзор спортивной арены зрителям с большого количества мест. К тому же советники считают, что «террористы могут запросто распилить стальные струны болгаркой» – несмотря на то, что они сворачиваются из прокатных листов и имеют три метра в диаметре.

В итоге члены градостроительного совета предложили японскому архитектору наладить соответствующие контакты и объединить усилия японских и российских архитекторов. Идеи отечественных проектировщиков, которые хорошо знают Крестовский остров, имеют четкое профессиональное представление о градостроительной и транспортной ситуации, могут значительно упростить работу над проектом. И тогда японские идеи благотворно лягут на российскую почву.

Текст: Дарья Куксенкова