В ноябре Минэкономразвития совместно с администрацией Петербурга объявило о начале конкурса по выбору концессионеров для строительства Западного скоростного диаметра. Имена претендентов назовут 29 января следующего года. До 18 мая они должны будут представить свои конкурсные предложения, а в начале июня определится победитель.

Планка для концессионера

 
 

Победитель конкурса должен будет к 2010–2011 годам соорудить магистраль, которая свяжет южную часть Кольцевой автодороги с трассой Е-18 в районе Белоострова. Протяженность ЗСД составит 46,4 км. Магистраль с четырех-восьмиполосным движением будет включать 15 транспортных развязок и 7 мостов. Из общей стоимости строительства в 80–85 млрд руб. половину средств обеспечит концессионер. Остальное вложат концеденты в лице Российской Федерации (28 млрд руб. из средств Инвестиционного фонда) и Петербурга (13,7 млрд руб. из город-ского бюджета). Возврат инвестиций должен обеспечить платный проезд по ЗСД. Для водителей легковых автомобилей он, предположительно, составит 100 руб., грузовых – от 150 до 300 руб. Срок действия концессионного договора – 30 лет с момента его подписания.

Найти в России компанию, готовую вложить не менее 40 млрд руб. в проект с долгим сроком окупаемости, вряд ли возможно. Об ориентации на международные консорциумы говорят и условия конкурса, опубликованные Минэкономразвития. Претендентам на концессию нужно будет пройти квалификационный отбор по четырем параметрам. Это финансовая состоятельность, опыт финансирования концессионных проектов, опыт строительства аналогичных проектов и опыт эксплуатации на платной основе магистральных автодорог.

После этого начнется выбор «самого щедрого» инвестора. Критериев, по которым его определят, будет три. Главный – наибольший объем финансирования, предложенный будущим концессионером. Второе условие – наименьшая величина затрат петербургского бюджета, если проект не окупится в расчетный срок (таким образом, инвестор будет заинтересован в том, чтобы сократить возможные компенсационные расходы городской казны).

И последний критерий – доля дополнительных доходов, которые претендент планирует оставлять себе. Правда, делить сверхприбыли концессионер и концеденты будут лишь при условии окупаемости проекта в срок и получения инвестором гарантированного дохода. Скажем, в случае, если трафик на ЗСД превысит прогнозируемый уровень. По официальным документам, к 2025 году загруженность трассы будет на уровне 97–128 тыс. автомобилей в сутки на южном и центральном участках и 20–65 тыс. – на перегонах северного участка.

Неуловимый трафик

Эксперты полагают, что проект обязательно вызовет интерес у зарубежных инвесторов. Опубликованные расчетные данные говорят о том, что окупаемость проекта может составить около 10–15 лет. А это выше, чем в зарубежных аналогах. Правда, некоторое недоумение вызывают прогнозы трафика.

«Для того, чтобы окупить за 30 лет инвестиции в 40 млрд руб., надо обеспечить загрузку проектируемого объекта. Приблизительные расчеты говорят, что дорога должна приносить минимум 1,3 млрд руб. в год (111,1 млн в месяц, или 3,7 млн руб. в день). При средней стоимости проезда в 220 рублей достаточно, чтобы дорогой воспользовались около 16,8 тыс. автомобилей в сутки. А по данным администрации, загруженность составит 90 тыс. автомобилей. Сложно прогнозировать, откуда появится такой поток автотранспорта. Можно рассчитывать лишь на грузовой трафик, поскольку из-за русской ментальности водители легковых машин вряд ли станут пользоваться платной автодорогой», – говорит руководитель департамента консалтинга компании London Consulting & Management Company Сергей Богданчиков.

Сходным образом рассуждает руководитель отдела консалтинга в Санкт-Петербурге компании GVA Sawyer Ирина Романова. «При заданных параметрах величины транспортного потока срок окупаемости проекта составит около 15 лет. Для подобных проектов уровень доходности приемлемый и способен привлечь западные компании. Правда, возникает вопрос, каким образом был определен потенциальный трафик – на основании потребностей населения или анализа готовности автомобилистов оплачивать проезд по ЗСД в размере 200 рублей в день?

У питерских автомобилистов пока нет сформированной привычки оплаты проезда по дороге, хотя при увеличении плотности движения в городе она вполне может и сформироваться», –
считает госпожа Романова.

Интересно, что уверенности в ежесуточной загрузке ЗСД в сотню тысяч автомобилей нет и у чиновников Смольного. Председатель Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Олег Виролайнен считает, что прогнозировать что-либо крайне сложно. «Сейчас уровень автомобилизации составляет 250 машин на 1 тыс. граждан, прогнозы на 2025 год – почти 500 автомобилей. Но ведь одновременно в городе появятся другие транспортные связи, которые могут оттянуть на себя транспортный поток с ЗСД», – говорит он.

Нормативный плацдарм

В Смольном утверждают, что при разработке финансовых условий учитывались наиболее консервативные прогнозы. И даже если проект не окупится в расчетный срок, то компенсировать концессионеру упущенную прибыль из-за недогрузки трафика будет бюджет Санкт-Петербурга.

Такое решение было утверждено городским правительством в конце октября, еще до начала объявления конкурса. Механизм обеспечения гарантий инвестору и «матрица рисков» будут сформированы окончательно уже по итогам концессионного конкурса. До заключения концессионного соглашения остается более полугода, и за это время нужно решить целый ряд вопросов, прежде всего – законодательного свойства.

Строительство ЗСД – первый опыт реализации на практике Федерального закона «О концессионных соглашениях». Поэтому возникновение проблем неизбежно. В частности, закон не предусматривает наличие двух или нескольких сокоенцдентов в лице органов государственной власти. Администрация собирается инициировать внесение соответствующих корректив в закон.

«Кроме того, потребуются поправки в целый ряд законодательных и нормативных актов, в том числе в Бюджетный кодекс, чтобы заработал новый механизм финансирования – из средств Инвестиционного фонда», – говорит председатель Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Максим Соколов.

При этом в Смольном считают прописанные на федеральном уровне нормы недостаточными. И пытаются ликвидировать пробелы законодательства на региональном уровне. В конце ноября городское правительство поспешило утвердить проект Закона «Об участии Петербурга в государственных частных партнерствах» (ГЧП), работа над которым велась в течение двух последних лет. В частности, документ устанавливает конкретные виды гарантий инвесторам по выплате компенсаций, регламентирует распределение рисков между сторонами и подробно прописывает прочие сложные аспекты ГЧП. Чиновники полагают, что новый закон позволит исключить вероятность споров между сторонами, и прежде всего – при реализации проекта создания Западного скоростного диаметра.

Текст: Александр Смирнов