Принятием данного постановления городская администрация намерена ликвидировать дефицит продовольственных магазинов в районах со слабо развитой социальной инфраструктурой. В документе приведен перечень товаров, обязательных к продаже в таких торговых точках. Алкогольная продукция в этот список не входит.

Ассортимент без компромиссов

Напомним, что в конце октября городское правительство уже рассматривало проект этого постановления. Однако, по мнению губернатора Валентины Матвиенко, в прежнем виде он не обеспечивал интересы бизнеса и власти. Менее чем за месяц недостатки были исправлены и постановление утвердили.

Документом определены необходимые параметры, которым должны соответствовать такие магазины. В их обязательном ассортименте должны присутствовать хлеб, молоко, мясо, рыба, гастрономические товары, фрукты и овощи, кондитерские изделия, соль, табак и другие необходимые продукты.

Площадь территории, занятой под размещение данных товаров, должна составлять не менее 70% всего магазина. Возможна реализация сопутствующих непродовольственных товаров, если это не уменьшает ассортимент и не ухудшает качество обязательных продуктов.

Магазины шаговой доступности будут украшать вывески с названием их сети, которое, правда, пока не выбрано. Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко дала поручение председателю Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) Алексею Сергееву разработать соответствующий брэнд для будущей торговой сети. «Необходимо опросить горожан и представителей бизнеса и по результатам проделанной работы придумать название для этих магазинов» - отметила губернатор.

За внешним обликом торговых учреждений будет следить КГА. Соответствующее поручение уже дано главе этого ведомства Александру Викторову.

Торговать будет малый бизнес

Постановлением определены и места, где будут созданы магазины шаговой доступности. В данный перечень вошли 70 территорий. Больше всего торговых точек появится в Петроградском, Центральном и Фрунзенском районах. По предложениям глав районных администраций этот список будет дополняться. Как заявил Алексей Сергеев, в ближайшее время в городе будет создано 210 магазинов шаговой доступности.

В первую очередь городские власти намерены привлекать к открытию торговых точек представителей малого бизнеса. Для этого для предпринимателей созданы максимально комфортные условия. В частности, договоры на аренду помещений будут заключаться на десять лет. В случае передачи под возведение магазина шаговой доступности земельного участка, его арендатора освободят от внесения увеличенного первого платежа.

Кроме того, из бюджета Петербурга будут выделять субвенции на развитие таких торговых точек. Их размер составит 50% от средней ставки аренды принадлежащих городу объектов недвижимости, которые находятся на той же территории, что и будущий магазин. Расчет субвенции будет производиться исходя из площади магазина в 150 кв. м. На эти цели из городской казны предполагается тратить 18,7 млн рублей ежегодно.

Все это, по мнению членов правительства Северной столицы, подтолкнет предпринимателей к созданию новых торговых точек. При этом речь идет именно о магазинах, специализирующихся на продаже продуктов питания. В первоначальной версии документа была предусмотрена возможность перепрофилирования любых торговых и коммерческих площадей под магазины шаговой доступности, однако данное положение вызвало протест губернатора. «Это абсолютно неправильная идеология – ведь мы должны насыщать наш рынок, а не переделывать одни торговые площадки в другие», - отметила Валентина Матвиенко и потребовала убрать данный пункт.

Тендерная экономия

Первая версия документа не предусматривала возможность проведения конкурсов на право создания магазинов шаговой доступности. Месяц назад, во время первого обсуждения проекта постановления, председатель КУГИ Игорь Метельский заявил, что тендеры могут забюрократизировать процедуру создания торговых точек.

Глава КУГИ посчитал, что магазин может открыть та компания, которая первой изъявит такое желание. Однако эта идея не была одобрена членами городского правительства, и проект постановления дополнили. Если магазин хотят открыть на одной и той же территории более двух компаний, КЭРППиТ будет рассматривать все заявки. Однако право реализовать проект получит лишь та, которая попросит минимальный размер субвенций.

По мнению вице-губернатора Михаила Осеевского, проведение конкурсных процедур будет экономить значительные средства городского бюджета. По его словам, заключение договора аренды на десять лет само по себе является важнейшим преимуществом программы создания магазинов шаговой доступности. «На мой взгляд, во многих случаях это будет привлекать сразу несколько желающих создать магазин шаговой доступности», - отметил г-н Осеевский.

Идея создания магазинов шаговой доступности должна заинтересовать не только частных предпринимателей, но и руководителей крупных продовольственных сетей. Так, по словам Валентины Матвиенко, в настоящее время ведутся переговоры с тремя операторами. Какими именно – пока не уточняется.

Текст: Сергей Бардин