Опрос посетителей показал, что по мере привлечения на выставку-семинар все большего количества петербуржцев (в последний раз ее посетили более 1 000 человек) возрастной состав посетителей не претерпел особых изменений. Так, 17,2% составило практически юношество – до 25 лет. А вот «золотое десятилетие молодости» – возраст потенциальных заемщиков, от 25 до 35 лет – было представлено подавляющим большинством и достигло 45% от общего количества гостей мероприятия. Четверть же нанесших деловой визит в КЦ «Родина» пришлась на возрастную группу 35–50 лет, а чуть более 12% – на лиц зрелых (старше 50 лет). Причем, как выяснялось из бесед с консультантами, многие представители старшей возрастной группы прибыли по заданию взрослых детей – чтобы «примерить» ипотеку к возможности отселения молодого поколения и донести до него добытую информацию. Так что самых взрослых наших посетителей также есть основания частично причислить к ориентированным на решение с помощью ипотеки жилищных проблем молодых семей.

Однако несмотря на такой состав аудитории и присущую молодым иллюзию, что жизнь впереди большая и светлая, при изучении предпочтений по срокам кредитования выяснилось, что долгосрочные кредиты (более 20 лет) пользуются наименьшей популярностью (см. диаграмму 1).

Подавляющее большинство хотели бы развязаться с финансовой зависимостью от кредитной организации гораздо быст-рее. Этот показатель говорит прежде всего о социальной ответственности и четком планировании бюджета молодых семей. Причем, как выяснилось из опроса, дети есть менее чем в половине молодых «ячеек общества», приступающих к решению своей жилищной проблемы (см. диаграмму 2). Для остальных обзаведение жилплощадью и потомством – вопросы явно взаимосвязанны. Если обратить внимание на то, что количество семей, в состав которых входят четыре человека и более, и количество опрошенных старше 50 лет практически совпадает – вышеуказанная тенденция (и, соответственно, демографический потенциал нашей аудитории) – становится еще более очевидной.

Уточнились данные по уровню образования посетителей выставки-семинара. Почти 70% опрошенных имеют диплом об окончании вуза и 8,3% еще не завершили «высшее». А вот только со средним образованием (без специального) остались лишь 2,2% нашей аудитории. Добавляет ли этот показатель что-либо существенное к портрету потенциального заемщика? На первый взгляд – нет. Но кредитным организациям, выстраивающим политику общения с потребителями их финансовых услуг, важно помнить: образованная публика дотошна, склонна к предварительному подробному изучению рынка, требует детальных разъяснений и индивидуального подхода. А также не «ведется» на кажущиеся на первый взгляд крайне выгодными и доступными предложения, прекрасно помня про бесплатный сыр.

Сколько денег и каких?

Достаточно деликатный вопрос о доходах не вызывает на подобных мероприятиях смущения у анкетируемых. Естественно, что кредитные учреждения интересуются «финансовой емкостью» бюджета потенциальных заемщиков. Отрадно, что почти 30% опрошенных имеют месячный доход семьи более 35 тысяч рублей, а значит, вполне могут позволить себе ипотеку даже по сегодняшним выросшим ценам на недвижимость (см. диаграмму 3).

А еще 39,4% также близки к этому показателю. Учитывая молодежный состав, образовательный ценз и присущие данной группе амбиции и перспективы карьерного роста, при должной целеустремленности кредитоспособная прослойка может в ближайшее время удвоиться.

Правда, остается проблема с подтверждением дохода. Почти треть аудитории считает свои доходы достаточными, но неподтверждаемыми официально (см. диаграмму 4). Но еще большее количество – имеет полностью «белую» зарплату.

Жилище мечты –  где и какое именно

Мы уже отмечали тенденцию «приближения к природе». Причем, возможно, она вызвана не только тем обстоятельством, что в пригородно-загородной зоне жилье подешевле, нежели в мегаполисе (относительно пригородов это вообще утверждение спорное). Так вот, почти четверть опрошенных не связывают свои «недвижимые» планы с городом (см. диаграмму 5).

Предпочтения публики явно с первичного рынка (четыре месяца назад он лидировал в опросе) смещаются в сторону вторичного (см. диаграмму 6). Возможно, это обусловлено тем, что пока количество кредитных продуктов, предлагаемых банками (да и схемы их реализации), не вполне удовлетворяют нашу публику, успевшую разобраться «что к чему». Можно допустить, что на реноме строителей сказались срывы сроков и сдача домов с недоделками.

Что касается квартирографии, то пользующиеся повышенным спросом у петербуржцев однокомнатные квартиры желанны лишь для 37,4% опрошенных. Большинство посетителей нашего мероприятия (46,6%) настроены на «двушку» (что лишний раз подтверждает: аудитория, ориентированная на ипотеку, планирует также и прибавление в семействе). Но лишь 16% рассматривают вероятность приобретения трехкомнатной или еще большей квартиры – видимо, дело здесь в ограничении возможностей кредитования, а не в отсутствии размаха в устремлениях.

Шкала энтузиазма

Любое массовое мероприятие неизбежно привлекает случайных людей.

И каждая аудитория делится на группы по определенным признакам. То же самое происходит и на выставке-семинаре «Ипотека. Доступно и комфортно». Пожалуй, самый главный показатель, демонстрирующий жизнеспособность и социальную значимость этого события, – процент этих самых случайных посетителей. Не нашли заинтересовавших их предложений и не захотели получить консультацию на стендах выставки всего 5,7% опрошенных!

Остальные четко поделились по энтузиазму в подходе и в динамичности его реализации. Одни, настроенные крайне решительно, успели получить консультацию на стендах выставки (45%). Причем 13,9% наших слушателей даже оформили пробную заявку на предоставление кредита, а 32,5% – получили для дальнейшего общения координаты банков и агентств, к которым уже запланировали обратиться за решением своего жилищного вопроса. Остальные 47,9% аудитории можно отнести – по типу подхода к решению жизненных проблем – к маркетологам, которые «медленно запрягают, но потом быстро едут». На выставке-семинаре они «получили всю доступную информацию и будут далее определяться».

Ну что же, от души желаем всем нашим посетителям выбрать оптимальный для их семьи и обстоятельств кредитный продукт и как можно быстрее применить его на практике! А тем, кто еще не до конца исследовал все возможности, предоставляемые рынком финансовых услуг, напоминаем: выставка-семинар «Ипотека. Доступно и комфортно» проводится ежемесячно в киноцентре «Родина».

Текст: Татьяна Родионова