Уважаемые коллеги!

В конце декабря 2011 года на рынке недвижимости России в нашей с вами профессиональной среде произошло знаковое событие – было зарегистрировано Национальное объединение саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка недвижимости. Три первых саморегулируемых объединения агентств недвижимости России в Омске, Санкт-Петербурге и Кемерово выступили учредителями этого союза. Подписание учредительного договора состоялось в рамках «Гражданского жилищного форума» в Санкт-Петербурге осенью 2011 года. В течение полугода шла активная проработка соответствующих внутренних нормативных документов объединения, формирование структуры организации, подписание Соглашений с 15 профобъединениями России о создание Координационного совета, что привело, наконец,  в  декабре 2011 к закономерному результату - Национальная палата недвижимости была внесена в Единый государственный реестр юридических лиц, как некоммерческое партнерство.

Для становления нового федерального объединения, помимо воли и желания ее учредителей, необходима широкая поддержка профессионального сообщества. Поэтому мы и обратились к вам с этим обращением с целью донести до вас нашу совместную позицию по ряду основополагающих вопросов и принципов объединения.

Интеллектуальный потенциал нашего профессионального сообщества за последние годы сместился из центра России в регионы. Именно в регионах сегодня предлагаются новые интересные инструменты работы и отношения в профессиональной среде.

Работа Национальной палаты недвижимости не на словах, а на деле опирается на мнение регионов. Невзирая на авторитеты, сложившиеся мнения и стереотипы, мы предлагаем активно реформировать институты управления профессиональными объединениями на основе демократических принципов. Отсутствие авторитарного давления, волюнтаризма в принятии решений, уважение к мнению коллег – это залог успеха работы нового профессионального объединения.

Нам давно нужно отойти от половинчатых решений и принять вектор долгосрочного развития нашего профессионального сообщества. Необходимо активно и открыто обсуждать наболевшие вопросы, обратится к точечной тактике устранения проблем на местах и в регионах, реально обратиться к законотворческой работе, как в федеральном центре, так и на местах; добиться качественного изменения профессии и увеличения конкурентных преимуществ для профессиональных участников рынка, добиться роста авторитета региональных профессиональных объединений посредством сбалансированной региональной политики. Усиление регионального присутствия – залог роста Национального объединения и в качественном, и в количественном отношении. Еще раз следует подчеркнуть, что предложенный вам текст Обращения нацелен на развитие нашего профессионального сообщества и подразумевает, что нам еще раз внимательно следует оценить наши внутренние резервы и эффективность повседневной работы и принять решение на основе серьезного анализа ситуации.

Идеи и фундамент новых взаимоотношений и принципов, которые впоследствии стали базовыми для Национального объединения обсуждались в течение последних трех лет. За этот период времени была проведена колоссальная подготовительная работа в регионах и в профессиональной среде. Создан ряд региональных профессиональных сообществ, реорганизованы действовавшие структуры, проведены десятки встреч, совещаний, форумов, разного рода деловых мероприятий во многих регионах России. Характер наших взаимоотношений – неизменно конструктивный, доброжелательный, нацеленный на долгосрочную перспективу.

Мы вновь подняли наболевшие вопросы, волновавшие профессиональное сообщество все долгие годы становления рынка агентских услуг по недвижимости. Вопросы о престиже профессии, об отсутствии законодательного регулирования нашей отрасли, о безопасности сделок. К широкому обсуждению мы подключили органы власти, профессионалов в смежных отраслях – строителей, банкиров, оценщиков. Наша активная позиция заставила уже действующие профобъединения по новому отнестись к своей повседневной практике, что, безусловно, отрадно, тем более что такая работа в последние годы практически не велась, особенно в федеральном центре. Это сказалось  на отношении к нашей профессии в целом.

Мы первыми оценили возможности, которые представил нам 315-ФЗ о саморегулируемых организациях, предложив всем участникам рынка воспользоваться теми положениями, которые в нем были заложены. Однако сегодня тенденции резко сместились – неизменный популизм, который присущ некоторым игрокам на рынке, привнес в институт саморегулирования элемент «кампанейщины», т.е. огульной переориентации всех действующих, лучше сказать бездействующих профобъединений, в СРО. При этом – без серьезной внутренней работы эти объединения не получат ожидаемого положительного эффекта. Массовость в саморегулировании – это отсутствие конкурентного преимущества для тех, кто серьезно относится к понятию социальной ответственности бизнеса, ответственности перед партнерами и клиентами.

Обязательное саморегулирование – не панацея для рынка. Оно не может лежать в основе долгожданного закона о риэлторской (агентской) деятельности. Наше желание ограничить рынок от недобросовестных участников – понятно. Но саморегулирование в таком виде, которое предлагается некоторыми профобъединениями – это дорогостоящая надстройка, на которую нам просто предлагают скинуться. Предлагается коррупционная модель внутри самого бизнес - сообщества. О стоимости таких «услуг» для рядовых участников рынка стыдливо умалчивается.

Механизм саморегулирования должен строиться на добровольной основе. И, конечно, опираться на механизмы работы демократических институтов общества. Эти принципы заложены в действующей редакции закона №315 «О саморегулируемых организациях». Статья 24-я этого документа предоставляет право (но не вменяет в обязанность) создавать ассоциации по территориальному, отраслевому и межотраслевому принципу. Причем в том количестве и на том уровне, сколько необходимо рынку для нормального эффективного развития. Ведь любое профессиональное сообщество, любое некоммерческое партнерство также должно предоставлять своим участникам и членам конкурентные условия, и только это условие является залогом его успешной работы.

СРО – это еще одно дополнительное конкурентное преимущество, которое может взять за основу только подготовленный профессиональный участник рынка. В противном случае, мы получим еще одну дорогостоящую сертификацию, не востребованную не рынком, ни потребителями.

Рынок недвижимости – это локальный рынок. Рынок одного города, одной области. В нем выстроены, как административные вертикальные связи, так и горизонтальные связи межу профессиональными участниками рынка и потребителями услуг. Услуги, предоставляемые профессионалами должны регулироваться региональными профстандартами, которые являются необходимыми для внутренней организации профсообщества и установления прозрачных отношений с органами власти и потребителями услуг. В этом случае все участники рынка понимают условия и правила, которыми руководствуются агентства недвижимости и агенты в своей деятельности. Стандарты деятельности профобъединения должны учитывать положения федеральных законов 315-ФЗ «Саморегулировании…», «О некоммерческих организациях», о техническом регулировании и др. Это необходимый и достаточный механизм и институт саморегулирования на местном уровне.

Для принятия основополагающих принципов для всего профсообщества в масштабах России необходим коллегиальный совещательный орган, объединяющий руководителей региональных профессиональных организаций. Основная задача – обсуждение новелл федерального законодательства, выработка стратегических инициатив, обмен опытом, создание совместных деловых мероприятий. Для решения этих конкретных задач создано новое национальное объединение - Национальная палата недвижимости.

Нужно понимать – сегодня нет готовых рецептов, нет даже внятного, всеми разделяемого понятия услуги агентской деятельности по недвижимости, предлагаемые законодательные инициативы не выдерживают никакой серьезной критики. Поэтому на наш взгляд, прежде чем своими руками застелить прокрустово ложе обязательного регулирования, нужно рассмотреть все возможные альтернативные варианты развития. Должны быть созданы и действовать альтернативные институты и объединения пусть и с диаметрально противоположными позициями. В противном случае мы получим монополизацию рынка отдельными крупными игроками, стоящими за сегодняшними «волонтерами» от некоммерческих объединений, навязанные единые стандарты и правила игры, непомерные членские взносы, бессменных лидеров, закостенелую консервативную структуру, ориентированную на интересы Садового кольца.

Национальная палата недвижимости сегодня объединяет только региональные саморегулируемые организации, но понимает необходимость расширения круга своих участников. Поэтому предлагает агентствам недвижимости не только форму членства через саморегулируемые объединения на местах, но и форму аккредитованного членства для профессиональных объединений, которые еще только вступили на путь добровольного саморегулирования и возможность создания территориальных представительств Национальной палаты недвижимости на местах. При этом Представитель – это физическое лицо, руководитель агентства недвижимости, профессионального объединения, положительно зарекомендовавший себя в своем регионе, заинтересованный в серьезной творческой работе.

Предлагаем вам рассмотреть возможность создания представительств Национальной палаты недвижимости в вашем регионе.

С уважением,

Карпенко Н.П.,
президент Национальной палаты недвижимости,
президент НП СРО «Профессиональные риэлторы Омской области»

Румянцев Ю.Н.,
президент Северо-Западной палаты недвижимости,
президент Череповецкого объединения риэлторов

Созинов П.Б.,
председатель правления Северо-Западной палаты недвижимости

Щегельский Д.В.,
президент Санкт-Петербургской палаты недвижимости

Куксина М.Ю.,
президент СРО НО «Ассоциация риэлторов Кемеровской области»

Назаров В.Б.,
президент НП СРО «Объединение агентств недвижимости»

Контакты:
тел. в Санкт-Петербурге: (812)-329-49-80 ,
тел. в Омске: (3812)-40-25-52, 34-35-12.
e-mail: [email protected], [email protected].