– Вячеслав Васильевич, примите искренние поздравления с избранием. И пожелания – чтобы свершилось все намеченное и работа радовала, чтобы поддержка соратников была действенной и не иссякала энергия для воплощения планов. Скажите, пожалуйста, что для вас главное на этом почетном и ответственном посту?
– В представленной коллегам и партнерам по объединению программе особое внимание отведено повышению статуса профессии риэлтера во всех сферах ее приложения – политической, деловой и общественной. Сама Ассоциация достигла определенных высот в профессиональной и общественной деятельности. На повестке дня – работа по формированию ее положения на рынке недвижимости как сильной профессиональной организации с высоким потенциалом развития. Для этого мы будем продвигать единый брэнд нашей Ассоциации, внедрять профессиональные стандарты в максимально понятной форме. Акцент должен быть сделан на обязательность соответствия этим стандартам.
Для успешной деятельности Ассоциации как общественному объединению прежде всего необходима сильная исполнительная дирекция. Если посмотреть на развитие профессиональных сообществ наших «смежников» (банкиров, управляющих, строителей), во всех случаях центром, ядром выступает вовсе не действующий президент, а именно исполнительная дирекция. Она – двигатель всей работы. Руководитель строит идеологию. Базовые же инициативы – в рамках принятых политических решений – должны исходить именно от аппарата. В этом направлении предстоит определенная работа.
Хотелось бы, чтобы активная роль исполнительной дирекции в движении Ассоциации риэлтеров была признана неформальным, но очевидным образом. Восприятие неформального статуса (компании или организации) в бизнесе для меня всегда было важно. Оно, как правило, базируется на сумме объективных показателей – технических и финансовых, статусных. Вот когда мы опросим сотню входящих в Ассоциацию компаний, а также тех, кто в нее не входит, и все выставят исполнительной дирекции максимальную оценку – я буду считать, что важнейшая задача решена.
– Каким образом лидер профобъединения должен защищать интересы его участников?
– На мой взгляд, это декларативная фраза. Я считаю, наша профессия сама себя защищает. Большая часть практически пятимиллионного населения Петербурга проголосовала за организованные агентства недвижимости – обращениями к ним. Люди решают свои жилищные вопросы с их помощью. В этом есть абсолютная определенность. На практике сложились критерии выбора агента – опыт личного общения или рекомендации знакомых. Затем – обязательно оценка репутации, известности имени компании, в которой работает конкретный риэлтер.
Профессия риэлтера объединяет только в Петербурге примерно 15 тысяч человек (оценка очень приблизительная). Даже по количеству рабочих мест это – полноценная отрасль экономики. Причем обслуживает она важные, одни из самых значимых в жизни интересы людей. В мире эта профессия обладает высоким статусом и ее значимость не надо никому доказывать.
В России этого нет. Причем совершенно необоснованно.
– Видите ли вы возможность кардинальных изменений?
– Реальное отношение общества к нашей профессии не соответствует ее, если угодно, официальному или бизнес-статусу. В сознании обывателя работа риэлтера связана как с позитивными, так и с негативными моментами. Но, заметьте, как только возникает потребность обменять или купить квартиру, позитивные начинают безусловно преобладать.
Свое слово в правильной расстановке акцентов должны сказать представители власти. Мне в течение последних лет приходилось много с ними общаться, я уверен, что смогу задействовать эти наработки, чтобы обратить внимание представителей городской администрации на проблему. Вряд ли кто-то станет спорить, что в нашей стране традиционно высок уровень доверия к тому, что говорит власть. Если чиновники будут употреблять слово «риэлтер» в позитивном контексте, если администрация заслуженно признает статус риэлтера столь же высоким, как строителя или банкира – это поможет формализовать то признание, которое данная специальность получила на неформальном уровне. Придать легитимность профессии.
Той же цели с успехом могут служить наши мероприятия. Например, Попечительский совет Межрегионального общественного конкурса в сфере недвижимости «КАИССА» согласился возглавить вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Вахмистров.
Еще одна стратегическая задача – учреждение профессионального праздника риэлтеров. Это предложение Российской Гильдии риэлторов пока не встретило поддержки у федеральных властей. Но я всерьез рассчитываю, что традиция профессионального риэлтерского праздника сложится. Пусть это и не станет помпезным событием (во всяком случае, на первом историческом этапе).
Еще одна необходимая инициатива – выдвижение риэлтеров на получение государственных наград. Этого заслуживают наши высококлассные юристы, например. Они смело могут записать себе в актив проработку формального (скажем, теоретического) этапа заключения сделки с недвижимостью, который обеспечивает безопасность клиента. Ведь не секрет, что достаточной законодательной базы для регулирования процедуры сделки именно в рыночных отношениях все еще нет. Или опытнейшие менеджеры агентств недвижимости по персоналу, которые (заметьте – в отсутствие государственных программ обучения!) практически сформировали профессию, преподали ее основы сотням людей.
Мы обсуждали с представителями городских властей возможность отметить представленных Ассоциацией специалистов грамотами администрации Петербурга, например. Эта идея встретила понимание.
Формальное признание поможет нивелировать негативные моменты в отношении к профессии. Многие считают, что эта работа не дает стабильности, недостаточно престижна. Но при этом все прекрасно отдают себе отчет, насколько важен опыт и высокая квалификация у риэлтера, с которым имеешь дело. Люди должны принять, что риэлтерская профессия – престижное, сложное и ответственное дело, тесно связанное с одной из важнейших социальных сфер – жильем.
– Ассоциация риэлтеров СПб и ЛО выступила соорганизатором Петербургского ипотечного форума. А также семинаров для населения «Ипотека. Доступно и комфортно». В чем совпали цели этих мероприятий и возглавляемого вами объединения?
– Риэлтерские компании в большинстве своем – это малый бизнес. Чтобы ощущать принадлежность к отрасли, к профессии, нужны площадки для делового общения, обмена мнениями. Работая на посту президент-электа я понял, насколько для риэлтерского объединения важен аспект общения именно с коллегами по цеху.
Работа Ассоциации на 70% – это внутренняя жизнь, и только оставшиеся 30% – направлены на передачу «во внешний мир» выработанных риэлтерами предложений.
Ипотечный форум – одно из тех масштабных событий, которые позволяют риэлтерам донести собственные наработки (юридические, нормотворческие) до представителей властей и профессионалов смежных отраслей рынка недвижимости.
Я думаю, в Северной столице ежегодно должно проходить не менее четырех мероприятий подобного масштаба. В 2007 году – II Петербургский ипотечный форум, Национальный конгресс по недвижимости, который РГР проведет в Петербурге. Традиционное вручение премии «КАИССА». Пока нет Дня риэлтера, возможно, будет организован спортивный праздник летом.
Что касается семинаров для петербуржцев – мы всегда готовы поддержать подобные инициативы. Любая форма популяризации цивилизованных инструментов рынка жилья отвечает целям нашего профобъединения. Кроме того, все эти мероприятия служат налаживанию деловых контактов, старту сотрудничества, скажем, с банками. Ведь для финансовых структур агентство недвижимости – субъект рынка, который транслирует их кредитные продукты для потребителей. Сегодня не составляет труда получить кредит, гораздо сложнее купить на него жилье. К сожалению, развитие финансового рынка опережает эволюцию рынка недвижимости. По логике вещей, банки должны быть заинтересованы в активном представлении – на «Каиссе», например.
- Можно ли оценить «вес» Ассоциации на рынке?
- По субъективным оценкам, участникам АРСП и ЛО принадлежит около 60% рынка. Когда два года назад в объединении было 40 компаний, мы могли выбирать из двух путей. Первый – создание элитного клуба «хороших» организаций. И второй (который мы и выбрали тогда), актуальный в условиях отмены лицензирования, – привлечение тех, кто пока не принял ни стандартов, ни правил Ассоциации. Затем в процессе общения должны были определиться точки соприкосновения, приняты стандарты, прежде всего по безопасности сделок. Вопросы защиты интересов бизнеса в данном случае были второстепенны. Принципиально было выстроить сбалансированные отношения «риэлтер – клиент».
В итоге за два года число участников АРСП и ЛО выросло с 40 до 100 копаний, Ассоциация распространила действие на область. Не стану утверждать, что все проблемы решены, но ведь это процесс поступательный, нельзя в один момент решить и выдать всем сертификаты и аттестаты.
Должно пройти время, пока профстандарты распространятся на всех. Или не на всех. И тогда мы четко поймем, с кем можно работать. А после принятия закона о саморегулировании у общественного объединения будет такой инструмент подтверждения квалификации, как сертификация, которую получат только профессионально работающие компании.
– Каковы перспективы в Ассоциации добиться 100%-ной сертификации компаний?
– В этом отношении петербургская Ассоциация занимает лидирующие позиции. Каким бы сложным ни был этот процесс, есть понимание, что противопоставить сертификации нечего. Квалификация должна быть подтверждена документом, за которым стоит система работы. Учеба, аттестация бизнес-процессов, качество условий работы риэлтеров и клиентов.
– Реально ли соблюсти стандарты качества сделки, в частности – защитить интересы покупателя в ситуации роста цен?
– Что такое качественная сделка? Когда жалуются на работу агента по результатам состоявшейся сделки – как правило я защищаю агента. Система работы агентства недвижимости построена так, чтобы обезопасить клиента от рисков, которые присутствуют на рынке недвижимости. В первую очередь – от рисков уголовного характера. Затем – от существенного перекоса интересов одного клиента по отношению к другому. Мы обязаны соблюдать баланс интересов покупателя и продавца.
Если сделка состоялась (причем сегодня на рынке преобладают сложные сделки, состоящие из множества звеньев, которые сложно состыковать), то я считаю – риэлтер свою работу выполнил. Сложить воедино все ее составляющие непросто, и процесс может быть достаточно нервным и долгим. Для меня важен факт, что сделка совершена, интересы ее участников не ущемлены, безопасность обеспечена. А дальше – возможны благодарственные письма, но возможно и молчание (из-за усталости людей), и претензии. Но в 95% случаев клиенты при необходимости снова обращаются к этому же риэлтеру. Они знают, что при всей трудоемкости работы они получили искомый результат.
В условиях перекосов цен – когда они либо растут, либо падают – не все стороны сделки оказываются в равноправном положении. Законодательство такие сложности вообще не регулирует. Но, несмотря на сложность ситуации, риэлтеры проводят сотни сделок, обеспечивают для клиентов результат. Считаю, говорить о профессионализме вполне уместно.
Досье «БН»:
Семененко Вячеслав Васильевич
Родился 17 марта 1970 года в городе Новотроицке Оренбургской области.
Служил в армии. В 1992 году окончил Ленинградский государственный университет.
С 1994 по 1995 год возглавлял агентство недвижимости «Кредо-Петербург». В 1995 г. пришел в АН «Петербургская Недвижимость» на должность генерального директора. В 2002 году назначен вице-президентом Корпорации «Петербургская Недвижимость».
В 2006 году избран на пост президента Ассоциации риэлтеров Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Лауреат общественной премии «КАИССА» (в номинации «За личный вклад в развитие рынка недвижимости»).
Награжден медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга».
Женат, имеет двоих сыновей.