Государственный земельный контроль будет осуществляться тремя федеральными органами и их региональными отделениями. Речь идет о Службе по надзору в сфере природопользования, Агентстве кадастра объектов недвижимости, а также – Службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Разграничение полномочий надзорных органов произойдет с учетом сферы деятельности каждого.
Каждому – свое
Новый нормативный акт заменит положение о государственном земельном контроле, утвержденное Правительством РФ в 2002 году. Существенное отличие нового документа заключается в том, что контрольные функции надзорных ведомств разграничены. Например, раньше контроль за использованием земель всех категорий был обязанностью Роснедвижимости. Но при этом на землях лесов, водного фонда и особо охраняемых природных территорий аналогичный контроль проводил Росприроднадзор.
На землях сельхозназначения такую же работу осуществлял Россельхознадзор. Таким образом, функции трех ведомств были аналогичны и дублировали друг друга. Бывало, что виновных за одно и то же нарушение земельного законодательства привлекали к ответственности дважды.
Теперь контролировать использование земель также будут три ведомства. Но каждый из трех федеральных органов отвечать станет только за определенные направления надзорной деятельности.
Компетенции ведомств распределились следующим образом: контроль над участками как объектами недвижимого имущества – функция Роснедвижимости, экологический – закреплен за Росприроднадзором, а Россельхознадзор займется землями сельскохозяйственного назначения и использования.
«Роснедвижимость теперь будет заниматься только правовой составляющей. Например, контролировать эксплуатацию участков по назначению, то есть в соответствии с принадлежностью к той или иной категории и в отведенных границах», – говорит специалист отдела информации Управления Роснедвижимости по Санкт-Петербургу Андрей Денисов. По его словам, в компетенцию Росприроднадзора и Россельхознадзора соответственно войдут экологический контроль и контроль за воспроизводством плодородия земель.
Лишних расходов не будет
Чиновники уверяют, что никаких дополнительных финансовых расходов принятие Положения «О государственном земельном контроле» не потребует. «Все три ведомства и ранее обладали контрольными функциями, поэтому все необходимые ресурсы для эффективной деятельности у них есть», – считает специалист Комиссии по вопросам земельных отношений и использованию пригородных территорий ЗС Санкт-Петербурга Артем Коченев.
Контроль использования земель будет проходить в форме запланированных проверок. Внеплановые инспекции проводятся при наличии доказательств нарушения земельного законодательства. При этом юридические и физические лица, в отношении которых проверки осуществляются, обязаны обеспечить проверяющим доступ на участки и предоставить всю необходимую документацию. Привлекать нарушителей к ответственности и налагать административные штрафы уполномочены главные государственные инспектора по использованию и охране земель и их заместители.
Кстати, самое распространенное нарушение при эксплуатации земель – самовольный захват участков или отсутствие на них правоустанавливающих документов. По данным Роснедвижимости, в 2005 году из 64 тыс. выявленных инспекторами агентства нарушений 59% составили именно такие случаи. В этом году тенденция сохраняется. Второе по массовости нарушение – использование земель не по целевому назначению. Доля таких нареканий в общем числе составляет около 20%. Помимо этого довольно часто проверяющие сталкиваются с незаконной переуступкой права пользования землей, уничтожением межевых знаков границ участков. Кроме того, землю могут совсем не использовать.
Двойной контроль
При осуществлении государственного земельного контроля специально уполномоченные органы взаимодействуют с федеральными структурами исполнительной власти и их территориальными подразделениями. А также с исполнительной властью субъектов РФ, органами местного самоуправления, правоохранительными организациями и гражданами.
Согласно статье 72 Земельного кодекса РФ контролировать использование земель на территории муниципального образования должны органы местного самоуправления. Или уполномоченные ими структуры в нормативно-правовом порядке, установленном местными органами. Однако в июне этого года были приняты поправки в Земельный кодекс, согласно которым в Москве и Санкт-Петербурге проверять законность и правильность эксплуатации земель могут не только учреждения местного самоуправления, но и органы госвласти субъекта РФ.
«Таким образом, земельный контроль на территории Петербурга усилен за счет органов, осуществляющих муниципальный контроль в области использования земель, наряду с государственным земельным контролем, который проводит Управление Роснедвижимости по Санкт-Петербургу», – поясняет председатель петербургского Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Юлия Киселева. Впрочем, по ее словам, добросовестные физические и юридические лица могут не опасаться ужесточения контроля. Если имеется разрешение на использование земельных участков и соблюдается градостроительные регламенты, претензий со стороны надзорных органов не будет.