Градостроительный совет в пятницу, 23 декабря, рассмотрел концепцию застройки земельного участка на Смольнинском проспекте (дом 11 литера А,В; дом 13, литера А; дом 17 литера А,X) жильем и коммерческими объектами. Проект подготовило ООО «Бофилл Архитектура» совместно с отечественным ООО «НПФ “Ретро”». Заказчик – ЗАО «ЮИТ Санкт-Петербург».

Элита с видом на Неву
Концепцию застройки жилого квартала представлял лично глава ООО «Бофилл Архитектура» Рикардо Бофилл. Он напомнил, что его компания реализует проекты во многих странах мира на протяжении уже 40 лет. «При подготовке каждой концепции мы стараемся органично вписать будущие объекты в уже существующую среду. В эту работу я вкладывал весь свой имеющийся опыт», – отметил Рикардо Бофилл и пояснил, что для исторической части Петербурга характерен неоклассицизм, поэтому он стал основным мотивом в концепции.

На участке площадью в 29,27 тыс. кв. м кроме жилья, встроенных коммерческих помещений, автостоянки планируется построить детский сад и клуб, во внутреннем дворе комплекса организовать сквер. Общая жилая площадь комплекса должна составить 52,4 тыс. кв. м (504 квартиры), офисов – 2,4 тыс. кв. м. Двухэтажный паркинг будет рассчитан на 989 мест. На его крыше предусмотрено озеленение.

Жилье будет относиться к различным ценовым сегментам: наиболее дорогое появится в части комплекса, выходящей фасадом на Неву, комфорт-класс – со стороны Тульской улицы. Под коммерческие объекты, входы в которые планируется организовать с внешнего периметра, отведены первые этажи зданий.

Планировка квартала будет напоминать каре. Как сообщил гендиректор ЗАО «ЮИТ Санкт-Петербург» Михаил Возиянов, проект предусматривает сохранение исторических фасадов трех зданий (бывшие корпуса фабрики «Мягкая мебель»), один из них, по Смольнинскому проспекту, надстроят на один этаж (ограничения КГИОП по высотности – не более 23 метров). Во всех трех зданиях будет произведена внутренняя перепланировка.

Выходящий на набережную Невы фасад сформируют из трех разновысотных блоков с единым стилистически решением – колоннами и большими горизонтальными окнами. Как отметил Рикардо Бофилл, эта часть комплекса будет достаточно «плоской» – без выступов, что характерно для всех строений на набережных, построенных в стиле неоклассизицма. «На ваших набережных не принято играть с объемами, поэтому мы отказались от них в пользу общего фона исторической застройки», – пояснил архитектор. Колористика будущего жилого комплекса будет решена в светлых тонах, характерных для данной части Петербурга – белом и охре.

Как было отмечено на совете, благодаря российскому партнеру в проекте были выполнены все требования российского законодательства – нормы по озеленению, ограничения по высотности и обеспеченности парковками.

Субъективно против
Первая, «мягкая», критика в адрес концепции на Градостроительном совете прозвучала со стороны рецензента проекта Михаила Мамошина. В начале своей речи он напомнил, что практически все члены Градсовета так или иначе в свое время участвовали в подготовке планов по развитию территории, среди них – сам Мамошин, Никита Явейн, Михаил Земцов, и даже главный архитектор Петербурга Юрий Митюрев предлагал свои варианты развития этой территории.

Но рецензент счел, что предложенная планировка делает невозможным формирование предмостной площади на Тульской улице. Как пояснил Мамошин, идея ее создания была заложена еще в 1950-х годах главным архитектором Ленинграда Николаем Барановым. Также Мамошин посчитал 150-метровый фасад, выходящий на Неву, слишком «длинным и однообразным». Ему не понравились горизонтальные окна – для Петербурга характерно вертикальное остекление. Эксперт похвалил проект лишь за его цветовое решение.

Рецензента поддержал глава «Студии 44» Никита Явейн. Он иронично сравнил комплекс со зданиями Сената и Синода. «Такой «тяжелый» фасад был бы уместен, если бы в комплекс переезжало правительство», – заявил он.

Член Совета по сохранению культурного наследия Борис Кириков поинтересовался у проектной группы, как получилось, что исторические здания перестали быть памятниками и в них разрешена перепланировка. В ответ на это директор по инвестиционному развитию ЗАО «ЮИТ Санкт-Петербург» Алексей Далматов сообщил, что экспертиза зданий проводилась мастерской Татьяны Славиной в 2006-2008 годах, когда компания еще не была собственником участка. «ЮИТ» приобрел землю лишь в марте этого года. При упоминании скандальной мастерской Славиной в зале послышался смех. Напомним, что именно по результатам экспертизы этой организации было разрешено строить жилье на месте оранжерей Таврического сада у манежа Кавалергардского полка, снесены дома на Невском, 91, Гончарной, 4, «приговорен» дом XVIII века на Фонтанке, 23.

В итоге поддержали концепцию застройки квартала на Смольнинском проспекте лишь те архитекторы, которые в свое время не были привлечены к планам по освоению участка в различные годы. Так, член Объединения Архитектурных Мастерских Владимир Григорьев отметил, что в работе Рикардо Бофилла его поразил нестандартный подход и уважение к истории города. «У нас очень много скучных современных работ, которые копируют друг друга. Предложенное Бофиллом ни на что не похоже, поэтому, может быть, и вызывает отторжение», – заключил он.

Председатель Градостроительного совета Юрий Митюрев также назвал ход дискуссии «удивительным». «Замечание многих носили субъективно-личностный характер, основанный на принципе «Я сам этим занимался и знаю, как надо. На мой взгляд, такой Маэстро, как Бофилл, имеет право построить в нашем городе свое здание. Другое дело что возможные недостатки можно списать на требования заказчика», – отметил он.

Юрий Митюрев призвал коллег проголосовать за концепцию с условием ее последующей доработки. Однако даже мнение главы Градсовета не смогло повлиять на позицию архитекторов, посчитавших, что проект Рикардо Бофилла не соответствует исторической застройке участка – она заслуживает более «глубоких и серьезных решений».

За концепцию проголосовало лишь семь человек при десяти «против». Отечественные архитекторы постарались утешить Бофилла. «Это черная дыра, заколдованное место, которое не позволяет реализовывать никакие проекты», – подытожил Кириков.

Заколдованный участок
Собственником участка на Смольнинском проспекте с 2003 года числилось ООО «Смольнинская перспектива», созданное компанией ООО «Управление проектами недвижимости и инвестициями».

Первый скандал с планами по освоению этой территории разгорелся в 2007 году. Тогда результаты экспертизы, проведенной мастерской Татьяны Славиной по заказу «Смольнинской перспективы», специалисты Совета по культурному наследию обсуждали больше трех часов. И все же дали разрешение на исключение зданий XIX века из списка вновь выявленных объектов культурного наследия. По планам собственника участок предполагалось застроить жильем и коммерческими объектами. Подготовкой концепции освоения территории занимались ООО «Евгений Герасимов и партнеры» и ООО «Студия-44». Но планы мастерских не были воплощены в жизнь. В 2008 году ООО «Управление проектами недвижимости и инвестициями» было трансформировано в компанию «Петербургский Управляющий». А в марте этого года «ЮИТ» официально закрыл сделку по приобретению участка в собственность.

Как отметил Возиянов, «ЮИТ» намерен продолжить работу с испанцем Рикардо Бофиллом и вновь вынести переработанную концепцию на Градостроительный совет Петербурга через месяц-полтора.

Справка БН
Рикардо Бофилл родился в Барселоне в 1939 году. В 1962 году совместно с архитектором Мануэлем Яновским основал Taller de Arquitectura в Барселоне.

В частности, по проектам Бофилла был построен Дворец конгрессов в Мадриде и аэропорт в Барселоне.

В Петербурге по проекту Рикардо Бофилла строится знаковый проект компании RBI – многофункциональный комплекс на Новгородской улице, 23. Испанец разрабатывал также концепцию возведения конгресс-центра «Звездный путь» в Стрельне.

Текст: Светлана Коваленко