Депутаты Госдумы РФ в первом чтении одобрили законопроект «О государственном кадастре недвижимости». Сегодня в России действует раздельный учет земельных участков и строений. Одобренный документ объединяет эти объекты в единый кадастр и создает систему для регулирования отношений, возникающих при проведении государственного кадастрового учета.  Законопроект также установит порядок и условия проведения кадастровой оценки недвижимости.

Система станет эффективней

По мнению чиновников, сейчас система кадастрового учета недвижимости построена очень неэффективно. «Большие очереди, необоснованные отказы в постановке на учет, завышенная плата за услуги коммерческих структур, выполняющих оценку земель и межевание, - все это вызывает недовольство населения существующей системой», - считает заместитель министра экономического развития и торговли РФ Андрей Шаронов. По его словам, сейчас нет ни полноценного регламента деятельности учетных органов, ни четко прописанных требований к документам и ответственности сотрудников, а также тех, кто эти требования выполняет.

Разработанный документ объединяет кадастровый учет земельных участков с техническим учетом зданий, строений и сооружений. Это позволит создать единый реестр объектов налогообложения. Предполагается установить четкие и прозрачные процедуры кадастрового учета недвижимости. Законопроект регулирует деятельность по территориальному землеустройству и технической инвентаризации.

Новая профессия

Согласно законопроекту объектами кадастрового учета считаются земельные участки, здания и сооружения, объекты незавершенного строительства, помещения, предприятия, представляющие собой имущественный комплекс, территориальные и функциональные зоны, зоны с особыми условиями использования территории. Оценивать эти объекты будут кадастровые инженеры, соответствующие специальным требованиям. При этом предполагается, что вносить данные в Государственный кадастр недвижимости на основании подготовленных кадастровыми инженерами сведений станет специально уполномоченный орган государственной власти.

Под положения законопроекта не подпадают леса, многолетние насаждения, водные объекты, участки недр. А также морские и воздушные суда, космические объекты. «Важный момент - отменяется государственная монополия на рынке услуг по технической инвентаризации. Это позволит снизить административное воздействие в сфере кадастрового учета», - говорит начальник аналитического отдела петербургского отделения Международного института экономики и права Антон Кулаков.

Документ с ошибками

Между тем в Российском обществе оценщиков считают, что законопроект имеет множество недоработок. Так, по словам почетного члена общества Андрея Лазаревского, прописанные в проекте закона нормы об исправлении технических ошибок создают условия для злоупотреблений, ставят граждан в зависимость от чиновников. «Понятие «техническая ошибка» не сформулировано, а ее исправление осуществляется решением чиновников. Они определяют, нарушает ли исправление чьи-то законные интересы. Не увидели оснований — «исправили» по своему усмотрению и без предварительного информирования правообладателя», - считает Андрей Лазаревский, добавляя, что это далеко не единственный недочет документа.

По словам главы Комитета Госдумы по собственности Виктора Плескачевского, законопроект усложняет процедуру учета и вновь построенных объектов и закрепляет необходимость дублирования в кадастре недвижимости сведений других кадастров и реестров. Кроме того, в законе отсутствуют нормы описания зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства.

Виктор Плескачевский считает, что постановка на кадастровый учет должна проходить на основании минимально необходимого и закрытого перечня документов, позволяющих выделить конкретный объект из множества других. Иные, также обязательные, но не классифицирующие признаки, должны быть отражены в реестре уже после постановки объекта на кадастровый учет.

Кадастр может подорожать

По мнению специалистов, некоторые нормы законопроекта могут привести к удорожанию кадастровых услуг. Например, документ вводит кадастровый учет изменений отдельных характеристик учтенных земельных участков. «Это совершенно бессмысленно и превращает процедуру учета в бесконечное дорогостоящее действо, подчиняет землепользователей чиновникам», - считает специалист юридического отдела компании «Ваше право» Юрий Наскокин.

По его словам, требование о новом учете следует установить только для случаев серьезных изменений объекта, которые означают возникновение нового объекта недвижимости.

Так же не имеет смысла указывать вид разрешенного использования и цель предоставления земельного участка, что требует документ. Разрешенное использование определяется градостроительным законодательством и отражается в правовых актах территориального зонирования. «Если согласиться с этой нормой, то при каждом изменении плана придется переучитывать сотни участков», - говорит Андрей Лазаревский.

 

Текст: Любовь Холопова