Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли уже подготовил проект постановления, определяющего требования к таким объектам. Создан перечень территорий для их размещения, разработаны меры государственной поддержки предпринимателей, желающих создать магазины шаговой доступности. На последнем заседании городского правительства документ был рассмотрен, однако губернатор Валентина Матвиенко решила отложить его для доработки. Оказалось, что в нынешнем виде проект постановления не обеспечивает в полной мере интересы города и бизнеса.
До магазина – 10 минут
Во время обсуждения проекта постановления губернатор озвучила пункты, которые, по ее мнению, необходимо внести в документ. Таким образом, уже сейчас понятно, как именно будет выглядеть постановление в его окончательном виде.
Термин «шаговая доступность» подразумевает, что покупатель сможет добраться от дома до магазина пешком, потратив на это максимум 10 минут. В существующей версии проекта постановления определены базовые параметры, которым должны соответствовать такие объекты. В их обязательном ассортименте необходимо присутствие хлеба, молока, мяса, рыбы, гастрономических товаров, фруктов и овощей, кондитерских изделий и других необходимых продуктов. Алкоголем в магазинах шаговой доступности торговать запрещено, однако продажа табака не возбраняется. Возможна реализация сопутствующих непродовольственных товаров, если это не ухудшает качество и ассортимент обязательных продуктов.
По словам председателя КЭРППиТ Алексея Сергеева, на стендах магазинов шаговой доступности должна содержаться информация об их принадлежности к таковым. Валентина Матвиенко потребовала доработать данный пункт проекта постановления. «Необходимо, чтобы у таких магазинов был свой узнаваемый брэнд, как у многих продовольственных сетей города», - отметила губернатор. Алексею Сергееву поручено придумать единое название для будущих торговых точек.
Малому бизнесу – открытая дорога
Определены и территории, на которых будут созданы магазины шаговой доступности. В данный перечень вошли 70 зон. Больше всего торговых точек появится в Центральном и Адмиралтейском районах.
Как заявил Алексей Сергеев, в первую очередь городские власти намерены привлекать к открытию таких магазинов представителей малого бизнеса. Для достижения этой цели город создал максимально комфортные условия. В частности, договоры на аренду соответствующих помещений будут заключаться на 10 лет. В случае передачи под возведение магазина шаговой доступности земельного участка его арендатора освободят от внесения увеличенного первого платежа.
Кроме того, из городского бюджета будут выделять субсидии на развитие некоторых торговых точек. Размер компенсации составит 50% от средней ставки аренды принадлежащих городу объектов недвижимости, которые находятся на той же территории, что и будущий магазин. Расчет субсидии будет производиться исходя из площади магазина в 150 кв. м. На эти цели предполагается тратить 18,7 млн рублей ежегодно.
Все это, по мнению членов городского правительства, подтолкнет предпринимателей к созданию новых торговых точек. При этом речь идет именно о магазинах, специализирующихся на продаже продуктов питания. В первоначальной версии документа была предусмотрена возможность перепрофилирования любых торговых и коммерческих площадей под магазины шаговой доступности, однако данное положение вызвало протест губернатора. «Это абсолютно неправильная идеология – ведь мы должны насыщать наш рынок, а не переделывать одни торговые площадки в другие», - отметила губернатор и потребовала убрать данный пункт.
Конкурс ради экономии
В ходе обсуждения первоначальной версии проекта постановления оказалось, что в нем не предусмотрена возможность проведения конкурсов на право создания магазинов шаговой доступности. Председатель КУГИ Игорь Метельский заявил о том, что тендеры могут значительно бюрократизировать процедуру создания торговых точек. «Открыть магазин может тот, кто первый изъявит такое желание», - заявил г-н Метельский.
Однако эта идея показалась членам городского правительства несколько наивной. По словам Михаила Осеевского, заключение договора аренды на 10 лет само по себе является важнейшим преимуществом программы создания магазинов шаговой доступности. «В ряде случаев это привлечет сразу несколько желающих на одно встроенное помещение. Поэтому необходимо разработать аукционный механизм передачи объектов недвижимости под создание таких магазинов», - считает г-н Осеевский.
По его мнению, побеждать на этих тендерах должны те компании, которые попросят у города минимальную сумму субсидий или вообще захотят работать без государственной финансовой поддержки. «Механизм бюджетного финансирования следует задействовать лишь в тех случаях, когда на размещение магазина претендует лишь один предприниматель, а сам проект в первое время будет невозможно окупить», - подчеркивает Михаил Осеевский.
Ожидается, что доработанный проект постановления утвердят уже через пару недель.