Но на деле довольно часто от арендатора офиса не зависит, кто будет предоставлять ему услуги по телефонии и выходу в Интернет. На этапе строительства собственник бизнес-центра тем или иным способом (это может быть тендер, рекомендации, пожелания якорного арендатора и т. п.) привлекает определенную независимую телекоммуникационную компанию. По понятным причинам впоследствии она стремится удерживать монополию в этом здании, оставаться эксклюзивной. В некоторых случаях арендатору удается преодолеть все препятствия, чинимые локальным монополистом, и привести в здание своего оператора. Однако происходит это очень редко.
Ситуация усугубляется еще и тем, что зачастую силами технического отдела владельца здания учреждается мини-оператор – своя «карманная» служба по телекоммуникациям. В этом случае у арендатора вообще не остается выбора, ибо иное подключение либо запрещено, либо обходится неоправданно дорого.
Киты и акулы
Операторов можно условно разделить на три группы. Первая – «киты» рынка, с полным набором существующих лицензий: на дальнюю, зоновую и местную связь. Эти крупные игроки владеют мощными сетями и содержат филиалы во многих регионах страны. Таковых всего три: «Ростелеком», «МТТ», «Голден-Телеком». Такие огромные компании с железобетонными правилами и принципами работы оказывают услуги не только конечному пользователю, но и другим операторам. Качество обслуживания и тарифы – строго стандартизированы. Поэтому спорить или торговаться с ними некрупному потребителю до недавнего времени было практически бесполезно.
С небольшим отставанием за ними следуют компании «Метроком», «Петерстар», «Эквант», «ВестКолл», «ПТС». Они не занимаются междугородной связью, но достаточно сильны для того, чтобы удерживать значительную часть рынка.
Вторая группа – компании «средней руки», имеющие лицензии на зоновую и местную связь. Их сетями не опутаны целые регионы, зато в свое время они вложили большое количество средств в развитие городской телефонной инфраструктуры.
И к третьей группе следует отнести операторов, владеющих лицензиями на оказание услуг местного уровня. Среди них такие фирмы, как «ВМБ сервис», «Соверен», «Смарт Телеком», «Миран», и многие другие.
С точки зрения потребителя телекоммуникационных услуг, компании последней группы играют положительную роль в понижении цен на услуги братьев-гигантов.
Существует, правда, еще одна группа предприятий, оказывающих телекоммуникационные услуги. Но, по словам экспертов, такие операторы не заслуживают особого внимания. Обычно они располагаются на площадях бывших или частично репозиционированных заводов (которые когда-то владели собственными телефонными службами) и в основном пользуются давно установленным, устаревшим оборудованием. К подобным сетям подключаются только нетребовательные клиенты, а их становится все меньше. К тому же на бывшие ведомственные территории уже проникают крупные цивилизованные компании. Вероятно, кустарные операторы в обозримом будущем канут в Лету.
Следует учитывать, что предложенное выше деление на «китов» и «середняков» достаточно условно, лидерство не незыблемо. Так, «Эквант» гигантскими темпами строит и сдает в эксплуатацию сеть для оказания услуг междугородной и международной связи.
Что касается выбора оборудования, то здесь свобода творчества операторов жестко ограничена. Россий-ский оператор не может пользоваться всем многообразием аппаратуры, представленной на рынке. Он может выбирать лишь из моделей, которые прошли сертификацию Министер-ства связи РФ, а набор одобренного чиновниками оборудования относительно ограничен. Из того небогатого перечня, который предлагает Минсвязи, профессионалы выделяют технику Nortel, Awaya, Cisco. Это первый эшелон производителей оборудования связи. Существуют и менее именитые брэнды, но солидные петербургские операторы, то есть представители первой и второй названных выше групп, обычно достаточно состоятельны для того, чтобы покупать и эксплуатировать лучшее. К тому же трудно как-то разделить продукцию производителей средств связи по качеству – каждая «марка» приобретается с целью решения определенных задач и для работы при определенной нагрузке.
Цена «железа»
В выборе одобренных Минсвязью комплексов оборудования операторы руководствуются всего двумя принципами. Либо для любого объекта закупается однотипное оборудование, либо же оно подбирается под каждую конкретную задачу.
К пользователям однотипной техники относятся игроки рынка, располагающие значительным финансовым ресурсом. Выгода такого подхода в том, что перед оператором не стоит задача подготовки персонала для обслуживания разнообразного «железа», достаточно уметь обращаться с оборудованием одного типа, одной «марки».
Небольшие компании не могут себе позволить придерживаться политики закупки однотипной техники. Так, нередко случается, что, например, станцию, рассчитанную на десять клиентов, приходится устанавливать для двух-трех. В подобных ситуациях «железо» закупается под конкретную задачу.
Надо отметить, что монтаж телекоммуникационных сетей в бизнес-центре – мероприятие недорогое. Для «запуска» бизнес-центра полезной площадью около 5 000 кв. м в оснащение телекоммуникационной структуры оператору приходится инвестировать от $40 до 50 тыс. Из них порядка $30 тыс. потребуется на закупку оборудования («железо» плюс магистральные сети). Подвод к канализации и подключение через него бизнес-центра к внешнему миру в среднем стоит около $3 000. Столько же уходит на оборудование серверной – «сердца» телекоммуникационной сети офисного здания. Под серверную требуется небольшое помещение. Хватает комнатки площадью в 5–10 «квадратов». При этом компания-оператор, как правило, не содержит на объекте обслуживающий персонал – сеть управляется удаленно. Еще около $5 000 тратятся на настройку сети, порядка $3 000 займут накладные расходы.
В подавляющем большинстве случаев все работы являются инвестиционными со стороны оператора. Владелец бизнес-центра здесь не несет никаких затрат. При этом он не является собственником оборудования, за исключением внутренних магистральных сетей (это – те провода, которые соединяют розетки и телефоны). Иногда их проводит за свой счет собственник, иногда – оператор. Но смонтированная сеть, как правило, передается на баланс владельца здания.
Монооператорские отношения
По логике, эксклюзивное право предоставления телекоммуникационных услуг в бизнес-центре не должно представляться эффективным инструментом для владельца или управляющей компании. Потому что это грозит падением конкурентоспособности самого офисного объекта. Допустим, у потенциального арендатора давно сложились теплые отношения с определенным оператором. Успехи его компании позволяют осуществить переезд в более престижный офис. А в понравившемся коммерсанту бизнес-центре управляющий начинает настаивать на смене оператора. В такой ситуации у арендатора два пути: согласиться на поставленные условия или заняться поиском других площадей. Следовать последнему способу в настоящее время несколько затруднительно. Потому что площади большинства бизнес-центров заполнены на 90% и более. То есть высокий спрос при ограниченном количестве предложений, почти дефицит.
Однако если многочисленные прогнозы по поводу грядущего пика в строительстве коммерческой недвижимости хотя бы отчасти сбудутся (по различным оценкам, в ближайшие годы прогнозируется ввод от 3 до 4 млн кв. м новых офисных площадей), то перед арендатором любого ранга появится большее пространство для маневра. Скорее всего, после того как это произойдет, исключительность телекоммуникационных операторов в бизнес-центрах будет сведена к минимуму.
Но пока рынок не насыщен, управляющие компании или собственники в силах навязывать свои условия арендатору. При этом они объясняют свои действия корпоративной политикой, которая якобы исключает появление иного оператора в здании. С менеджером компании, решающей вопрос об аренде площадей, проводится беседа, в ходе которой бизнесмена убеждают в том, что при смене оператора он ничего не теряет в качестве связи и Интернета. Если нет альтернативы, то арендатору остается развести руками и выразить сожаление «родному» оператору.
Думать о каждом
Между оператором и собственником (управляющей компанией) обычно заключается партнерский договор. Монополия для оператора, безусловно, выгодна. Управляющая компания собирает группу платежеспособных абонентов и передает их оператору. Тот, в свою очередь, пользуется возможностью предлагать услугу определенного качества по наиболее выгодной для него цене. Не всякий топ-менеджер телекоммуникационной компании согласится с этим, но простой опыт наблюдения показывает: операторы признают недостатки «эксклюзива», но при этом часто с удовольствием им пользуются. Например, «Миран» является единственным субъектом обеспечения услуг связи в бизнес-центре «Нобель». Впрочем, директор этой компании Игорь Ситников отмечает, что если управляющему будет выгоден несговорчивый арендатор – «милости просим».
Одна из главных причин нежелания нового арендатора менять оператора заключается даже не в опасениях по поводу возможного качества услуг, а в необходимости сохранить при переезде старые телефонные номера. Иначе легко растерять наработанные ранее деловые связи. В основном сохранению номеров препятствуют крупные телекоммуникационные компании. Для них вступление в переговоры с побежденными в конкуренции операторами ради нескольких номеров телефонов, видимо, представляется мелкой рутинной работой. Однако «киты» рынка постепенно осознают несправедливость своей политики по отношению к клиенту. Например, «ВестКолл» уже по возможности начал предоставлять такую услугу. «Компания – при формировании стоимости той или иной услуги – исходит не из «средней температуры по больнице», а из специфики конкретного клиента. Каждый клиент и партнер вправе рассчитывать на индивидуальный подход при решении любой поставленной задачи», – говорит коммерческий директор компании «ВестКолл» Андрей Симоненков.
Плюсы посредничества
В большинстве же своем крупные компании достаточно инертны в отношениях с клиентами. У них слишком большое хозяйство, чтобы успевать отвечать на запросы отдельного арендатора. Подход, как правило, стандартизированный. Компании средней руки, напротив, более динамичны и способны «по первому разряду» обслужить каждого в отдельности.
Конкуренция в среде операторов связи в целом привела к благоприятной ситуации для потребителей. Арендатор уже не сильно зависит в выборе офиса от наличия или отсутствия требуемого набора услуг по телекоммуникации. То, что по каким-то причинам не может предложить крупный оператор, можно получить у более скромного.
Некоторая часть игроков на рынке услуг по телекоммуникациям не являются операторами связи в классическом понимании. Их, скорее, следует называть системными интеграторами.
Крупные операторы – такие, как «Петерстар», «ГолденТелеком», «ВестКолл», «Метроком» – имеют развитую и мощную городскую сеть передачи данных. Но следует учитывать, что любая сеть имеет меньшую пропускную способность, чем число подключенных к ней абонентов. Если представить, что все абоненты в одно и то же время начнут пользоваться сетью, то неминуем сбой. Яркий пример – отказ сетей в первые минуты Нового года, когда люди по одному сигналу Кремлевских курантов стремятся поздравить родных и близких. Часто безуспешно. Дело в том, что сети всех крупных операторов имеют так называемые «стыки» друг с другом. И при недостаточной емкости стыка может возникнуть ситуация, при которой абоненту «Петерстара», например, не дозвониться до абонента «Метрокома», несмотря на то что последний – свободен. По такому же принципу стыкуются городские сети с междугородными. Пользование услугами интеграторов – по сути, посредников – значительно снижает вероятность сбоев.
Недавно вступивший в силу «Закон о связи» четко разделяет операторов на местных, зоновых и дальней связи. Местные операторы (они же интеграторы) заключают с основными крупными игроками рынка, имеющими мощные и надежные сети передачи данных, договоры на присоединение. Таким образом, по словам Игоря Ситникова, интегратор, создав подключение к зданию большинства крупных операторов, объединяет преимущества каждого из них и нивелирует недостатки, предлагая арендатору консолидированную услугу.
Перед переездом
Специалисты рекомендуют арендаторам еще до въезда в бизнес-центр внимательно изучить условия работы с телекоммуникационным оператором. Прежде всего следует выяснить, по какой схеме работает бизнес-центр: незыблемая монополия или возможна конкуренция. Если предполагается эксклюзивное обслуживание, то необходимо встретиться с представителями оператора и обозначить требования к качеству и набору (пакету) услуг. Вполне возможно, что арсенал данного оператора не позволяет ему в полной мере отвечать потребностям арендатора. Следует обратить внимание на ежемесячные платежи: зачастую операторы, объявляя рекламные кампании на бесплатное подключение, умалчивают о высоких ежемесячных выплатах в виде арендных и гарантированных платежей (которые могут свести на нет всю экономию от бесплатного подключения). Нужно узнать, есть ли дополнительные услуги по телефонии, например переадресация звонка на местный номер, платные они или нет, какой тип подключения к Интернету используется оператором – может ли сеть арендатора подключиться автоматически или от него потребуется какое-либо оборудование, специалисты и пр. Важно, как предоставляется статистка учета, платный ли исходящий трафик (он должен быть бесплатным), предоставляются ли дополнительные услуги по Интернету (хостинг, почтовые ящики и т. д.). Если действующий оператор в чем-то не соответствует требованиям потенциального клиента, придется обсудить возможность подключения к альтернативному. А в случае неудачи – либо искать другой бизнес-центр, либо смириться с тем, что есть.