И каждый посетитель мог наглядно представить себе, какой предстанет перед его взором обращенная к заливу часть острова через считанные десять лет.
Перспектива была прекрасна. На территории, созданной путем намыва песка, вырастет новый жилой район, отличающийся регулярной застройкой. Главную его магистраль образует «эспланада» – две линии образцовой застройки по обе стороны канала, выпрямленного русла реки Смоленки. В устье – основанная высотная доминанта морского фасада – грандиозный памятник защитникам города.
С момента начала реализации проекта прошло сорок лет. Практическая его задача успешно решена. Возник и продолжает развиваться вглубь престижный спальный район, выгодно отличающийся по местоположению: близостью к морю и одновременно – к центру города. Другое дело – задача эстетическая. Берег залива частью превращен в «урбанистический пляж», частью забит гаражами. И лишь одетая гранитом лакуна в месте впадения реки Смоленки в залив напоминает старожилам о смелом замысле прежних градостроителей.
Но идея «обратить город к морю» жива. И то, что не удалось сделать строителям коммунизма, отныне предстоит сделать строителям капитализма – на том же отдельно взятом острове.
Технология та же – намыв территории. Эстетика традиционна – парадная панорама. Изменилась лишь практическая составляющая идеи «фасада» – ее непосредственный градостроительный мотив.
В девяностые годы город оказался отрезанным от своего географического окружения – Ленинградской области и в будущем может развиваться лишь в отведенных ему административных границах, подобно британскому Гонконгу, окруженному коммунистическим Китаем. Но есть резерв – акватория Финского залива, федеральная собственность. Ею Россия готова поделиться – на известных условиях.
России нужен морской пассажирский порт. Но еще больше России нужен северо-западный международный транзитный путь. Кольцевая автодорога эту задачу решает, но лишь частично. Другое дело – Западный скоростной диаметр. Если его строительство состоится, Петербургу кроме собственно порта достанется еще и новая дорога.
Итог: интересы России и города естественным образом совпали. Если не считать интересов аборигенов Васильевского острова.