По инициативе Смольного депутаты рассмотрели целевую программу «Реализация инвестиционного проекта по развитию Морского пассажирского терминала на Васильевском острове» в оперативном режиме – в течение сентября. Между первым и вторым чтениями документа парламентариев даже свозили на стройплощадку, дабы они убедились в перспективности проекта и прозрачности схемы финансирования.
Предложенный городской администрацией законопроект определяет механизмы финансовых взаимоотношений с инвестором. Исполнитель программы – ОАО «Пассажирский порт Санкт-Петербурга «Морской фасад» (дочерняя структура УК «Морской фасад») – вложит в строительство порта 6,1 млрд рублей. Названную сумму должны составить средства, полученные от размещения компанией облигаций на 3,6 млрд рублей, а также кредиты и займы приблизительно на 2 млрд. Еще 547 млн рублей инвестор обещает потратить из собственных денег. При этом городской бюджет берет на себя обязательства погасить в течение 2008–2011 годов все выпущенные инвестором облигации. Затем они будут конвертированы в голосующие акции ОАО, которые Смольный выкупит и таким образом станет собственником построенного терминала. Расходы на эти финансовые операции обойдутся городской казне в 6,8 млрд рублей. То есть на несколько сот миллионов рублей больше, чем затраты инвестора.
По словам представлявшего проект вице-губернатора Михаила Осеевского, данная схема позволит минимизировать инвестиционные риски для города – облигации у компании будут выкупаться постепенно, по мере ввода в строй портовых объектов. Первая выплата произойдет в конце 2008 года – на этот срок намечен пуск первой очереди МПТ и заход в новый порт первых круизных лайнеров.
Столь усложненная схема вызвала у депутатского корпуса противоречивые чувства. С одной стороны, абсолютное большинство парламентариев не отрицает необходимость сооружения в Петербурге современного пассажирского порта. С другой – опасение вызывает невозможность проконтролировать столь масштабный проект. «Еще до утверждения целевой программы инвестором уже освоены сотни миллионов рублей. Причем без проведения обоснования этих расходов. Все расчеты целевой программы – это пока лишь магия больших цифр с непонятными последствиями», – считает депутат Владимир Еременко.
Глава комиссии ЗС по горхозяйству Михаил Амосов вовсе убежден, что строительство порта – дело государственное. «Город должен сохранить контроль за финансовыми потоками и сам выбирать подрядчиков по конкурсу.
У нас ведь есть крупные стройки, которые ведутся без привлечения частных компаний. Например, кольцевая дорога вокруг Петербурга», – говорит депутат. Его коллег также беспокоит техническая сторона дела. «Каким образом будут контролироваться работы по намыву территорий? Это как бездонная бочка для инвестиций. В итоге может случиться не намыв территорий, а «отмыв» денег», – считает его коллега депутат Владимир Гольман.
Невзирая на острую критику оппонентов, закон был утвержден с минимумом поправок. Попытки депутата Михаила Амосова сэкономить бюджетные деньги провалились. В итоге, по его мнению, финансовая схема позволит частной компании заработать за счет Петербурга 724 млн рублей. При этом отсутствует письменное соглашение между городом и инвестором с закрепленными обязательствами сторон. «Все это создает возможности и в дальнейшем сдвигать границы интересов в пользу инвестора. Я не удивлюсь, если впоследствии, после проведения конкурса на управление построенным терминалом, победителем окажется УК «Морской фасад» или близкие к ней структуры», – заявил Михаил Амосов.
Демократическая фракция ЗС намерена попросить главу Счетной палаты РФ Сергея Степашина проверить порядок расходования федеральных средств на реализацию проекта. Напомним, что федеральная казна обещала выделить на реконструкцию фарватера и углубление морских каналов в общей сложности 6 млрд рублей. По словам депутата Сергея Гуляева, часть выбранного грунта идет на намыв площадей под пассажирский терминал. Между тем эти работы планируется оплачивать за счет средств городского бюджета. Масштабная деятельность на стратегическом объекте тем временем идет полным ходом – инвестор уже намыл около 20 из 476 га будущих территорий.