– Как вы оцениваете итоги 2010 года? Насколько увеличились спрос, предложение, цены на первичном рынке жилья?
– После тяжелого 2009 года в 2010-м на рынке Санкт-Петербурга наметилось улучшение ситуации в строительном секторе. Сначала начал работать отложенный спрос, в результате чего стало понятно, что цены на недвижимость сильно не упадут. В то же время стал появляться платежеспособный спрос. Эти благоприятные факторы, несмотря на сезонный спад потребительской активности в летние месяцы, поддержали строительный рынок и позволили девелоперам входить в новые проекты. К концу 2010 года ситуацию в сегменте новостроек эконом-класса можно было назвать стабильной, спрос же на элитное жилье пока не восстановился.
Приятной тенденцией явилось оживление рынка ипотечного кредитования в 2010 году. Ведущие банки, а вслед за ними и банки поменьше, стали предлагать выгодные ипотечные программы, что очень позитивно сказалось на рынке жилой недвижимости. В 2011 году тенденция снижения ипотечных ставок, скорее всего, продолжится.
– Насколько изменился портрет покупателя?
– Важной тенденцией 2010 года можно назвать изменение типа стандартного покупателя недвижимости. Покупатели жилой недвижимости стали более разборчивыми. Если раньше большой процент людей приобретали квартиры, не оценив предварительно их качество на объекте и не вдаваясь очень глубоко в детали договора, то сегодня таких почти не осталось. На покупателя сейчас может уходить до восьми часов рабочего времени менеджера. Это говорит о взрослении рынка недвижимости в России, он становится более цивилизованным, что является в целом положительным фактором. Строительным компаниям и агентствам недвижимости придется подстраиваться под эту новую долгосрочную тенденцию, чтобы не потерять свою клиентскую базу.
– При отсутствии ажиотажного спроса чем можно привлечь покупателя?
– При отсутствии спроса становятся видны основные недостатки в продаваемом продукте, и если эти недостатки многочисленны и существенны, то строительной компании будет крайне тяжело сбыть неликвидные помещения. Если же продукт более-менее качественный, то остается привлечь к нему покупателя. Привлечь его можно хорошими планировками, индивидуальным подходом и гибкостью условий платежа, выгодными предложениями по ипотечному кредитованию, хорошей инфраструктурой вокруг объекта, транспортной доступностью, звучными и интересными покупателю акциями. Также надо пробовать привлечь покупателей из других регионов, тем самым расширяя свою клиентскую базу. При сбалансированном подходе к организации продаж с учетом вышеперечисленных конкурентных преимуществ (или недостатков) покупатель обязательно откликнется на ваше хорошо сформулированное предложение.
– Окраинные проекты сильно разнятся по себестоимости строительства, транспортной доступности, близлежащей инфраструктуре, экологической и криминогенной обстановке. Поэтому каждый проект необходимо рассматривать отдельно, но в целом вхождение сегодня в крупные окраинные проекты связано с повышенным риском заморозки в них финансовых потоков.
– Сейчас состояние рынка жилой недвижимости можно охарактеризовать как стабильное. Резкого роста цен в 2011 году, как и их падения, на первичном рынке жилья ждать не стоит, скорее всего, цены будут расти на величину уровня инфляции, то есть 8-12% в год. Рентабельность в сегменте новостроек снизилась, но осталась на приемлемом уровне, в связи с чем предложение в данном сегменте будет поступательно расти.