Автономные учреждения (АУ) могут создаваться в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физкультуры и спорта. Согласно проекту закона можно либо создать автономное учреждение, либо изменить тип существующей государственной или муниципальной организации. При этом преобразование существующего учреждения в автономное не является его реорганизацией.

Свободное плавание

Суть преобразований заключается в том, что государство снимает с себя обязанности гарантированного финансирования автономных организаций. Однако это не означает полного прекращения бюджетных вливаний. Теперь государство будет предоставлять исключительно нецелевые субвенции, дотации и субсидии из соответствующего бюджета - федерального, регионального или муниципального. Кроме того, у автономных учреждений появится возможность привлекать средства другими способами, не запрещенными законом. То есть выбивать жалованье у государственных органов будет бесполезно, зато его можно заработать.

Присвоить учреждению статус автономного может Правительство РФ, субъект Федерации или муниципалитет, но только с согласия руководства и коллектива самой организации. То есть если преподавательский состав откажется преобразовываться в АУ, настаивать на этом никто не станет. Контролировать самостоятельное учреждение будет наблюдательный совет из чиновников и общественников, имеющих заслуги в соответствующей сфере деятельности.

Золотая середина

Предполагается, что автономные учреждения будут действовать наряду с существующими государственными и муниципальными структурами. Только они наделяются большей свободой в отношении переданного им имущества. Исключение составляет имущество, закрепленное за автономным учреждением собственником или приобретенное на целевые средства собственника. Распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, а также вкладывать деньги и имущество в уставной капитал других юридических лиц можно лишь с одобрения наблюдательного совета.

Земельные участки, необходимые для осуществления автономным учреждением своих уставных задач, закрепляются за ним на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Собственниками имущества останутся исполнительная власть и муниципалитеты. Они же будут давать бюджетникам задания, финансировать их выполнение, как и сейчас, из казны. Но, оказывая услуги сверх финансируемых из бюджета заданий, автономные учреждения смогут распоряжаться заработанным по своему усмотрению.

Таким образом, любое образовательное учреждение, а также музеи и театры смогут попробовать себя на коммерческом поприще. «Это своего рода промежуточная форма между традиционным бюджетным учреждением и некоммерческой организацией», - считает ведущий специалист Комитета по образованию администрации Центрального района Петербурга Максим Ручков. По его словам, у некоторых бюджетных учреждений могут появиться интересные перспективы. Например, по данным Рособразования, московские и подмосковные вузы управляют 8 млн кв. м недвижимости и 800 тыс. га земли.

За и против

Сторонники законопроекта считают, что он отчасти решит проблему полулегальных школьных поборов. Зарегистрировавшись как АУ, школа сможет оказывать дополнительные платные преподавательские услуги. Хотя некоторые бюджетные учреждения зарабатывают и сейчас. «Но это не вполне законно, ведь предпринимательская деятельность - это риск, а несет эти риски не школа или институт, а ее учредитель – муниципалитет», - говорит специалист Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Максимов.

В свою очередь противники законопроекта опасаются оттока имущества из госсобственности и вовлечения его в рыночный оборот. «До 2008 года государство, скорее всего, потеряет наиболее лакомые куски в виде земельных участков и зданий в центральных районах городов, качественное оборудование, которое оценят по остаточной стоимости», - заявила член думского Комитета по бюджету и налогам Оксана Дмитриева.

Так, по законопроекту АУ не может без согласия собственника распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом. Виды особо ценного движимого имущества определяет правительство, а в документе говорится, что особо ценное - это то имущество, без которого деятельность АУ существенно затрудняется.

Например, если АУ - это техникум, то учебные классы и мастерские могут быть названы особо ценным имуществом, а прилегающий к техникуму стадион – нет. Ну а дальше наблюдательный совет дает рекомендацию на его передачу в качестве вклада в другое юридическое лицо. По мнению специалистов, проведение таких схем может многократно увеличит масштаб рейдерства в социальной сфере.

«Закон наносит смертельный удар по всей системе социальных учреждений в целом. Как только учреждение становится автономным, оно лишается государственного финансирования. Следовательно, начинает искать новые источники средств, то есть повышает цены на услуги», - убежден второй секретарь петербургского комитета КПРФ Владимир Дмитриев.

Впрочем, авторы законопроекта настаивают на обратном. По словам председателя думского Комитета по образованию и науке Николая Булаева, проведено более двух десятков совместных дискуссий с представителями Союза ректоров и профсоюзов, а доработанный ко второму чтению законопроект абсолютно корректен и прозрачен.

Предполагается, что документ вступит в силу уже в следующем году.

Текст: Любовь Холопова