Изменения планируется внести в Градостроительный кодекс и некоторые другие законодательные акты. По словам одного из авторов поправок – председателя думского Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартина Шаккума, коррективы должны устранить административные барьеры и увеличить объемы жилищного строительства. Кроме того, механизм вовлечения в хозяйственный оборот земельных участков для жилищного строительства станет гораздо совершеннее.

Бюрократические отголоски

Ситуация с пригодными для строительства землями сегодня оставляет желать лучшего. Пятен под застройку катастрофически не хватает, а то, что еще можно использовать, зачастую очень сложно получить. В итоге спрос на жилье намного опережает предложение, несмотря на реализуемый правительством национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». По словам специалистов, виной всему старая нормативная база, до сих пор действующая на местах.

Сегодня, чтобы начать жилищное строительство на сельхозугодьях, их нужно перевести в земли поселений. Эта процедура достаточно длительная и запутанная. Согласно Земельному кодексу три месяца уходит на то, чтобы землевладелец получил ответ от соответствующих органов федерального уровня на свое ходатайство. Затем два месяца нужно ждать решения исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления.

Необходимо также собрать огромное количество документов, потратить массу времени и денег. «В общей сложности, в зависимости от региона, нужно получить от 15 до 30 согласований. На все это уходит в среднем 8-10 месяцев», - говорит специалист юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Виталий Можаровский.

Строительство без перевода

Депутаты Госдумы РФ подготовили целый пакет поправок в действующее законодательство, которые помогут высвободить дополнительные участки, пригодные для застройки. Например, в пояснительной записке к законопроекту сказано, что «предусматривается использование сельхозземель и других категорий земель для жилищного строительства без их перевода в земли населенных пунктов, в случае если использование земель других категорий для целей жилищного строительства предусмотрено документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки».

«Участники рынка очень ждали этих поправок. Должна появиться четкая и прозрачная схема перевода из одной категории в другую. Это позволит привлечь в Ленинградскую область дополнительные инвестиции», - считает директор по развитию агентства недвижимости «Бекар» Игорь Горский.

Что меняется

По закону на продажу должны выставляться перепрофилированные и готовые к застройке земли. На практике же местные власти предлагают строительным компаниям покупать сельские угодья и самостоятельно готовить их к застройке – менять их категорию, подводить инженерные сети. Разработчики поправок уверяют, что строительным компаниям не придется тратить ни время, ни деньги на перепрофилирование. Согласно внесенным в закон изменениям застройщики только должны будут возместить потери, которые в этом случае понесет либо сельское производство, либо лесное хозяйство.

Кроме того, депутаты предлагают менять не статус пригородных земель, предназначенных для строительства, а черту населенного пункта. Тогда смена категорий не нужна, отмечают в Комитете по промышленности, строительству и наукоемким технологиям. Однако правил изменения границ в Земельном кодексе пока нет. Эта процедура регулируется ведомственными актами и требует большого количества согласований. Законопроект как раз конкретизирует список ведомств, с которыми необходимо согласовывать изменение границ. Число виз сократится, поскольку полномочия по утверждению городских границ переданы от региональных властей местным.

Ленобласть готова менять границы

В Департаменте планировки застройки и государственного градостроительного кадастра Ленинградской области комментировать поправки в Земельный кодекс не спешат, ссылаясь на то, что они еще не прошли первое чтение. Вместе с тем еще в мае областное правительство разработало законопроект «О черте населенных пунктов». Одной из целей документа как раз и является решение проблемы дефицита земель под строительство. «Большинство сел и поселков городского типа до сих пор не имеют утвержденных границ. Если же границы в свое время все-таки были установлены, то многие из «ограниченных» населенных пунктов давно вышли за их пределы», - говорит главный архитектор Ленинградской области Валерий Ким. По его словам, пришло время навести порядок.

Кстати, инициаторами определения черты населенного пункта (или внесения изменений в уже существующие) могут выступить органы всех уровней власти – от местной до федеральной. А также любые физические и юридические лица, что особенно интересно инвесторам. Ведь если область установит границы поселений и определит круг земли, которая может быть передана инвестору, проблема перевода земель и долгих согласований отпадает.

Текст: Любовь Холопова