В эпоху нерыночной экономики магазинов названного формата в нашем городе было немало: Гостиный Двор, ДЛТ, Пассаж, универмаги «Нарвский», «Московский» и т. д. Все они существуют по сей день, но во многом утратили свой первоначальный статус. В Северной столице в настоящий момент действуют всего два магазина, которые могут быть отнесены к формату department store: финский Stockmann и итальянский Vanity.
Распродажа
По словам менеджера по развитию компании Astera Oncor Виктории Кулибановой, в классическом представлении формат department store подразумевает единое пространство, в котором торговлю осуществляет один единственный оператор. «Это многоэтажные магазины с широким ассортиментом промышленных товаров: преимущественно одежды, обуви, косметики и различных аксессуаров. Иногда в список попадает бытовая техника и даже продукты», – рассказывает она. «Полная линейка товаров, единый мерчендайзинг залов, открытая планировка, единая ценовая политика на площади от 8-10 тыс. кв. м и более», – добавляет Елена Андреева, заместитель генерального директора IB Group.
Советские универмаги были по-настоящему универсальными. В них можно было приобрести практически любую мелочь. Так что, если не уделять особого внимания качеству товаров (хотя по советским меркам и оно было достаточно высоким), а отмечать только разнообразие предложений, то популярные в недавнем прошлом Гостиный Двор и Пассаж являлись самыми что ни на есть магазинами формата department store.
Однако старые здания универмагов было необходимо ремонтировать или реконструировать. Рано или поздно. Так и произошло. Предприятия, управлявшие этими магазинами (все они изначально находились в госсобственности), сочли наиболее эффективным способом быстро и с минимумом затрат возобновить торговлю силами арендаторов. Площади делили на небольшие участки и выставляли на аукцион. Дробление на мелкие секции позволяло привлечь множество арендаторов со стороны малого и среднего бизнеса. Цель была достигнута. Торговые ряды в старых ленинградских и дореволюционных универмагах заполнились операторами под завязку. Но классический формат был утрачен.
О качестве и количестве
Старые добрые универмаги превратились в нечто вроде рынков, где очень много торговцев, но каждый сам по себе. У каждого арендатора свой ассортимент товаров, свои требования к их качеству. У каждого свои пристрастия в выборе униформы сотрудников, дизайна торгового оборудования и вообще оформления интерьера секции. Единство стиля обслуживания в большей мере удалось сохранить только в Гостином Дворе да Пассаже.
Впрочем, Гостиный пошел несколько дальше. В 1998 году весь второй этаж Невской линии было решено сдавать только операторам, специализирующимся на торговле элитной парфюмерией, дорогой одеждой и обувью. Здесь расположились, например, салоны Christian Lacroix, D&G, GF Ferre. В результате возникла галерея бутиков.
Затем в Петербурге появилась вторая бутиковая галерея – «Гранд Палас» – на сегодня самая крупная. На углу Невского и Итальянской в трех зданиях, соединенных атриумами, расположилось около 90 арендаторов. В отличие от «народных универмагов» такое количество арендаторов не вредит единству стиля торгового комплекса, нет здесь и разнобоя в отношении к качеству товаров. Причина понятна: у всей многочисленной армии операторов есть обязательная общая черта – их элитность. Сумочка от Birkin не может быть намного хуже или лучше сумочки от Louis Vutton, такие вещи можно сравнивать только «на вкус и цвет».
Однако и среди магазинов, предлагающих практически штучный товар и рассчитанных на состоятельную публику, есть место классическому формату department store. Это бутик-моллы, те же многоэтажные универмаги с одним оператором.
В городе на Неве такой пока один – Vanity Opera на Казанской улице.
Второй бутик-молл откроет московская компания Mercury, арендовавшая Дом ленинградской торговли. Такой вывод напрашивается потому, что Mercury является ведущим российским торговцем товарами класса «люкс». И заявляя о намерении реконструировать ДЛТ, москвичи сообщили, что в здании разместится «европейский универмаг российского происхождения». По всей видимости, он будет в полной мере соответствовать формату department store.
Пока с натяжкой
Преимущество работы единого оператора в универмаге, с точки зрения потребителя, заключается в том, что достоинства марки производителя товара дополнительно подтверждает брэндовый продавец. Заботясь о своем имидже, он постарается не допустить в ассортименте дальневосточных штамповок или брака. Ценность вещи часто определяется не только тем, ЧТО написано на лейбле, но и тем, ГДЕ вещь приобретена.
Конечно, создание универмагов с ассортиментом товаров преимущественно класса «люкс» не может быть сколько-то распространенным. По разным оценкам, в Петербурге потребители с доходом от $2 000 составляют всего 5-7% населения. Гораздо активнее будет развиваться формат department store, рассчитанный на покупателя условно среднего класса.
Из иностранных операторов в России первопроходцем стал финский Stockmann. В Москве у него уже три полноценных универмага. В Северной столице, как выразился директор компании «Бекар. Консалтинг» Олег Спивак, Stockmann (арендует часть площади в «Атриуме на Невском, 25») существует в «урезанном» виде. Действительно, в сравнении с любым из московских, расположенных в двух разных торговых центрах «МЕГА», петербургский Stockmann отнести к формату department store можно лишь с большой натяжкой.
В Первопрестольной каждый из этих магазинов занимает площадь немногим меньшую, чем расположенные по соседству комплексы IKEA. Но сейчас в Петербурге возводятся два торговых центра «МЕГА». Один рядом с IKEA-Дыбенко, второй возле строящегося IKEA-Парнас. Оба они, по информации пресс-службы финского концерна, откроются не позднее конца этого года. Более чем вероятно, что в вопросе выбора арендаторов «МЕГА» останется себе верна, и Северная столица обретет два новых универмага Stockmann. Кроме того, этот магазин планировал арендовать 20 тыс. кв. м в торговом центре «Знаменский», который возводится рядом с площадью Восстания.
Другие иностранные операторы пока не заявляли о намерениях открывать свои магазины в Петербурге. Но не исключено, что ждать осталось недолго – в Москве Stockmann тоже долгое время оставался единственным, но уже сейчас там действуют несколько крупных операторов.