Программа «Жилище» реализуется с 2002 года и ныне стартует ее второй этап. По сути же речь идет о третьей программе с одинаковым названием. Если считать государственную целевую программу 1993–2001 гг. И учитывать тот факт, что новая редакция ФЦП отличается от старой на 95% (оценка замминистра регионального развития Владимира Аверченко).

До и после

В течение первого этапа действия ФЦП (2002–2005 гг.) за счет средств федерального бюджета были обеспечены жильем 97,7 тыс. семей граждан, перед которыми имеются обязательства Российской Федерации (военнослужащие, чернобыльцы, беженцы, переселенцы и проч.) и 6,7 тыс. молодых семей. Целевой показатель программы, отражающий доступность приобретения квартиры размером 54 кв. м среднестатистической семьей из трех человек, составил в 2004 году 3,9 лет (по сравнению с 4,8 в 2001 году и при плановом показателе на 2010 год – 3 года).

Это итоги арифметические. Но последовали и идеологические выводы, которые далеко не однозначны.

С одной стороны, отмечается, что многое было сделано для совершенствования законодательства и обеспечен некоторый рост жилищного строительства. С другой – мероприятия программы признаны недостаточными для развития рынка доступного жилья.

На основании такого анализа, а также с учетом вступления в силу «жилищного пакета», в программу и были внесены изменения, направленные на обеспечение реализации основных направлений государственной жилищной политики в рамках приоритетного Национального проекта.

Второй этап рассчитан на 2006–2010 гг. Вместо девяти подпрограмм теперь будут реализовываться только четыре – дабы не распылять бюджетные средства. Плюс претворение в жизнь Концепции развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов.

Общий объем прямого федерального финансирования в 2006-2010 гг. составит 223,2 млрд руб., из которых большая часть (149,5 млрд руб.) пойдет на субсидии гражданам. Кроме того, предусмотрены государственные гарантии в размере 138 млрд руб. по заимствованиям ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» и 88,5 млрд руб. – по банковским кредитам на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой.

Четыре направления ФЦП условно делятся на два блока: стимулирование спроса и предложения.

Под структурой

Одна из подпрограмм, посвященных коммунальной инфраструктуре, говорит о модернизации старых объектов, другая – об обеспечении этой самой инфраструктурой земельных участков, предназначенных для нового жилищного строительства. Преамбулы обеих подпрограмм констатируют давно известные печальные факты: состояние имеющихся объектов «коммуналки» – ниже некуда, а период «точечной застройки» повсеместно завершается.

В целом по России по состоянию на 1 января 2005 года физический износ котельных составлял 54,5%, коммунальных сетей водопровода – 65%, канализации – 62,5% и так далее.

Фактический объем инвестиций в модернизацию и реконструкцию основных средств в последние годы не соответствовал даже минимальным потребностям. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения, коммунальной энергетики практически полностью уступил место аварийно-восстановительным работам. Как результат – лавинообразное накапливание «недоремонта» и падение надежности объектов коммунальной инфраструктуры. Вывод: «необходимо обеспечить масштабную реализацию инвестиционных проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры».

Причины недостаточного объема предложения обеспеченных коммунальной инфраструктурой земельных участков лежат в другой плоскости. В первую очередь отмечается высокий уровень монополизации и административного вмешательства на рынке жилищного строительства. Реализация пакета законов о доступном жилье без серьезных вливаний со стороны федерального бюджета невозможна.

Многие эксперты полагают, что механизм осуществления подпрограмм, направленных на стимулирование предложения на рынке строящегося жилья, – самое слабое место новой редакции ФЦП «Жилище». В частности, это мнение разделяет и помощник министра регионального развития РФ Павел Горячкин. По его словам, Росстрой не предлагает внятного алгоритма реализации и, кроме того, бюджетные средства будут распределены всего-то между девятью регионами страны.

Молодежная ипотека

По оценкам Росстата, на начало 2005 года 250 тысяч молодых семей нуждались в улучшении жилищных условий. Для них и создана подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», которая в первую очередь ориентирована на ипотеку.  Участникам будут предоставляться субсидии на приобретение жилья или оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита. Кроме того, подпрограммой предусмотрено, что субъекты Федерации дополнительно предоставят молодой семье субсидию при рождении (усыновлении) каждого ребенка.

В итоге бездетные супруги смогут претендовать на господдержку в размере 35% от средней стоимости жилья (10% – федеральный бюджет, 25% – региональный), а имеющие хотя бы одного ребенка – 40% (объем федеральной поддержки тот же). Отметим достаточно высокую долю участия местных бюджетов. На это обращает внимание и председатель Экспертного совета Комиссии Совета Федерации РФ по законодательному обеспечению формирования рынка доступного жилья Иван Грачев. «Слишком мало у нас регионов-доноров, которые в состоянии обеспечить финансирование в полном объеме, – сетует он. – Это значит, что граждане окажутся в заложниках у чиновников и будут продолжительное время ожидать своей очереди на получение субсидии».

Всего из бюджета РФ на предоставление субсидий гражданам-участникам подпрограммы в 2006–2010 годах планируется потратить 16,5 млн руб., что позволит решить жилищные проблемы 181,7 тыс. молодых семей.

Единство сертификата

Подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» направлена на исполнение государ-ственных обязательств по обеспечению жильем некоторых установленных федеральным законодательством категорий граждан. В ее рамках будут объединены сразу четыре старых подпрограммы для льготных категорий граждан, а также и мероприятия по реализации ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Основа объединения – распространение механизма, отработанного в рамках реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты», на всех льготников.

Предусматривается использование средств федерального бюджета (133 млрд руб. за пять лет) для предоставления гражданам субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется сертификатом. Правительство полагает, что воспользоваться господдержкой смогут более 132 тыс. семей.

Ответ с решением

Вкупе с мерами по развитию ипотеки (увеличение уставного капитала АИЖК и гарантии по его заимствованиям) реализация всех подпрограмм, входящих в ФЦП «Жилище», должна принести следующие результаты.

Рост объема ввода жилья увеличится до 80 млн кв. м в год. Ежегодный объем ипотечных кредитов вырастет до 415 млрд руб. Не менее 30% семей будут иметь реальную возможность приобретения жилья, в том числе с помощью собственных средств и ипотеки.

А время ожидания в очереди на получение социального жилья малоимущими гражданами сократится с 15-20 до 5-7 лет.

Оценить реальность этих планов сегодня непросто. Главный вопрос, наверное, в том, будет ли заявленный объем финансирования соответствовать реальному. И способны ли региональные бюджеты вынести возлагаемое на них федеральным центром бремя (ни много ни мало, почти 100 млрд руб.).

В этой связи уместно вспомнить, что, например, в 2004 году, согласно заключению Счетной палаты РФ, та же программа «Жилище» (старая редакция) была профинансирована всего на 19,6% от запланированного. О какой же эффективности тут можно говорить? Остается надеяться, что обновленная ФЦП – не дань моде и национальному проекту, а новая, серьезная попытка решения острейшей социальной проблемы. 

Текст: Игорь Воронин