По общим показателям озеленения Петербург значительно отстает от европейских городов. Например, в Гамбурге на каждого жителя в среднем приходится 35 кв. м парков, скверов и садов, в Хельсинки – 122 «квадрата», а в Вене – 124,7. В Петербурге средний показатель обеспеченности зелеными насаждениями составляет 16,9 кв. м на человека.

По «квадрату» на брата
Из-за протяженности города и разнородности его территорий разброс показателей по обеспеченности зеленью каждого жителя огромен – от 4,7 кв. м в Центральном районе до 118 кв. м в Петродворцовом. Интересно, что довольно благополучным по сравнению с другими центральными районами выглядит Петроградский – здесь приходится 20,6 кв. м на жителя (это почти вдвое больше показателей даже спальных Невского, Фрунзенского и Красногвардейского районов). Но «победа» Петроградки обусловлена лишь наличием в районе таких зеленых, но малонаселенных оазисов как Каменный и Крестовский острова.

В целом парки и скверы в центральных районах можно пересчитать буквально по пальцам. А более подробная дифференциация по обеспеченности насаждениями некоторых муниципальных образований выявляет и вовсе печальную картину. Например, в МО «Владимирский» (между Невским пр., наб. Фонтанки, Звенигородской ул. и Лиговским пр.) на одного жителя сейчас приходится 1,2 кв. м зелени, в МО «Сенной округ» – по два «квадрата», а в МО «Коломна» – 1,4. Не лучшим образом обстоят дела и на окраинах. В МО «Парнас» в Выборгском районе показатель достигает 2,7 кв. м, а в МО «Северный» в Калининском районе (на границе со Всеволожским районом) уровень озеленения – лишь 1,6 кв. м на человека.

В генплане Петербурга отразились намерения властей выправить ситуацию. Целевые показатели по обеспеченности населения зелеными насаждениями к 2015 году должны достичь уровня 12,8 кв. м на человека – для центральных районов, 16 кв. м на человека – для периферийных. Кроме того, главный документ города гласит, что зеленые зоны к 2015 году должны увеличиться с 38,4 до 43,8 тыс. га. В том числе за счет территорий зеленых насаждений общего пользования (ЗНОП) – с 10,6 до 18,5 тыс. га.
Эксперты говорят, что заявленные генпланом показатели вполне достижимы. Если нормы обеспеченности по-прежнему рассчитывать в «усредненном» порядке – для всего Петербурга в целом. Ведь на общую «зеленую» картину влияют немалые площади лесов и лесопарков (они занимают примерно 25 тыс. га территорий, причем, лишь половина отражена в генплане как территории городских лесов). И вырубка десятков мелких скверов, отданных под застройку в последние годы, на общем «зеленом» фоне практически не сказывается.

Новые зоны зеленых насаждений общего пользования (ЗНОП) предусмотрено создавать именно на периферии. В частности, обширные участки зоны Р2 сформированы генпланом на севере Красногвардейского района, между крематорием и территорией воинской части, в Колпино вдоль реки Ижорки. В Курортном районе под ЗНОП выделена часть территорий городских лесов, в частности к северу от Приморской железной дороги между станциями Молодежная и Смолячково. Эксперты уверены, что такие территории никогда не смогут стать полноценными городскими парками. Зато общегородскую «зеленую» статистику улучшить вполне способны.

Километр до сквера
Какие площади ЗНОП «съела» пресловутая уплотнительная застройка в Петербурге за последние годы, уже вряд ли кто точно подсчитает. По официальным данным, в течение 2003–2008 годов территории зеленых зон в Петербурге уменьшились лишь на 1%, то есть примерно на 70 га – с 7 250,9 до 7 180,8 га. У экологов цифры несколько иные: если в 2003 году общая площадь зеленых насаждений составляла 11 970 га, то в 2006 году – уже 10 535 га. Некоторые эксперты вовсе считают, что у зеленых зон «отъели» в общей сложности 20%. По итогам последней официальной ревизии, реальная площадь территорий ЗНОП сейчас составляет 4 778 га, остальная «зеленка» к территориям общего пользования, по мнению чиновников, отношения не имеет.

Все правовые коллизии, и в том числе проблемы учета, призван решить Закон «О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге», в мае принятый городскими парламентариями за основу. Новый документ устанавливает правовой статус всех видов зеленых насаждений в Петербурге. Они будут делиться на озелененные территории общего пользования (сады и парки городского значения), ограниченного пользования (скверы у школ, больниц и пр. учреждений), специального назначения (объекты озеленения улично-дорожной сети), озелененные территории муниципального назначения («внутрикварталка») и т. д.

Для каждого вида устанавливаются свои режимы защиты разной степени строгости. В качестве одного из механизмов охраны предлагается ввести временные минимальные нормативы озеленения (утвердить постоянные позже должно городское правительство). В центральных районах они должны составлять 8 кв. м на человека, в спальных районах – 16 кв. м, а пригородных – 22 кв. м. Закон также вводит нормативы обеспеченности районов озелененными территориями общего пользования (6, 12, 18 кв. м/чел. – для каждой категории районов соответственно), а также показатели доступности насаждений для граждан. Для жителей четырех центральных районов минимальная доступность определена в 1 500 м., а во всех остальных районах – в 1 000 м.
Скверы запрещено исключать из городского закона о перечне зеленых насаждений, если показатели обеспеченности или доступности в пределах муниципального образования ниже нормативных. Или если новая застройка может к этому привести. Парламентарии считают, что закон возьмет под защиту не просто деревья и кустарники, как это было ранее, а земельные участки, на которых они расположены. Что позволит прекратить практику приватизации и застройки существующих зеленых зон города.

Две правды
Правда, новый закон будет защищать лишь территории, включенные в закон о ЗНОП. В результате прошлогодней корректировки перечня из него исключили или сократили границы 130 адресов, потери составили – свыше 300 га. Треть адресов оказались давно застроенными, остальные – пришлось отдать под строительство социальных объектов или инвестиционные стройки.

Сейчас закон о ЗНОП включает примерно 2,3 тыс. зеленых зон общей площадью 7 872 га. А на подходе – второй этап корректировки, более глобальный. По итогам официальной инвентаризации зеленых зон власти предлагают вычеркнуть из перечня или существенно сократить границы примерно 1,3 тысяч адресов общей площадью 3 тыс. га. В том числе вывести из-под охраны 783 га внутриквартальных зеленых зон, 445,8 га объектов озеленения улично-дорожной сети и т. д. При этом к включению в закон предлагаются новые ЗНОП площадью лишь 612 га. Таким образом, власти хотят привести существующие ЗНОП в соответствие с законодательством, генпланом и фактическим состоянием дел.

По оценке центра экспертиз «ЭКОМ», в результате такой корректировки ситуация с обеспеченностью зелеными насаждениями ухудшится во всех районах, за исключением Колпинского. В пяти самых неблагополучных в «зеленом» отношении – Центральном, Адмиралтейском, Василеостровском, Фрунзенском и Красногвардейском – она станет хуже некуда, а в относительно благоприятных Приморском и Кронштадтском районах – просто плохой. В центре города число «законной» зелени вовсе снизится до мизерных величин. Например, на Васильевском острове показатель обеспеченности уменьшится вдвое – с 6,1 до 3 кв. м на человека, а в Центральном – с 4,6 до 3 кв. м. В Выборгском районе на одного горожанина останется 14 кв. м, а не 21, как сейчас, а в Приморском районе площади сократятся в три раза – с 20,9 до 7 кв. м на жителя.

Впрочем, пока это только предложения. И после введения вместе с новым законом защитных нормативов и правового статуса для разных видов зеленых территорий обосновать столь масштабные урезания властям будет гораздо сложнее. Кроме того, «ЭКОМ» сейчас завершил альтернативную ревизию садов и скверов Петербурга. Волонтеры не только проверили итоги официальной инвентаризации, но и выявили неучтенные законом о ЗНОП новые адреса. По словам директора «ЭКОМа» Александра Карпова (одного из разработчиков закона о зеленых насаждениях), по итогам народной инвентаризации число зеленых территорий городского уровня может увеличиться в 1,5 раза, а внутриквартальных скверов – в 3–4 раза. Сейчас все данные обрабатываются, и на их основе будет предложен альтернативный вариант поправок к закону о ЗНОП.

Самое интересное начнется, когда два проекта корректировки столкнутся в Мариинском дворце – битва ожидается чуть ли не по каждому адресу. И от ее исхода во многом будут зависеть перспективы достижения давно провозглашенной властями цели – превращения Петербурга в город европейских стандартов.

Текст: Александр Смирнов