В настоящее время рынок недвижимости в СЗФО – это около 160 тысяч сделок купли-продажи ежегодно, которые осуществляют более 1000 агентств недвижимости и 200 компаний-застройщиков. Годовой оборот рынка жилой недвижимости только Петербурга - более $ 10 млрд.
Одна из основных проблем рынка недвижимости – это безопасность клиентов и контрагентов при сделках, в том числе, проводимых с участием государственных жилищных субсидий. Краеугольный камень – это доверие потребителей к субъектам рынка недвижимости и к сформировавшемуся на нем предложению. Кризис показал, что степень доверия к агентствам недвижимости со стороны покупателей, как к субъектам рынка, крайне невысока. Так, снижение объемов сделок на вторичном рынке жилой недвижимости по итогам года по отношению к объемам прошлых лет – незначительно – не более 10-15%, однако количество сделок, проводимых агентствами недвижимости сократилось существенно, в некоторых случаях - на 40-50%. Горожане или стали приобретать жилье самостоятельно, или обращаются к «неорганизованным» посредникам, что существенно снижает безопасность рынка.
На первичном рынке в настоящее время синонимом слову «безопасность» становятся «214-закон» и «саморегулирование», они продвигаются властью и в сознании потребителей, и как условие работы на строительном рынке.
Однако для других профессиональных участников рынка недвижимости нет обязательных норм для создания саморегулируемых сообществ. Нет и закона о брокерской деятельности на рынке недвижимости. Отмена обязательного лицензирования риэлторской (брокерской) деятельности в 2002 г., привела к появлению на рынке непрофессиональных посредников, качество предоставляемых услуг заметно снизилось.
В то же время и банковский сектор, осуществляющий ипотечное кредитование жилой недвижимости, и застройщики, и администрации субъектов РФ, реализующие государственные жилищные программы, и население – крайне заинтересованы в надежных контрагентах и профессиональных специалистах.
К сожалению, вопрос безопасности, и в частности, саморегулирования, становления профессии не рассматривается зачастую как основополагающий и стратегический путь развития.
В этих условиях, настала необходимость в организации профессионального некоммерческого партнерства «Северо-западная палата недвижимости», которое, помимо прочего, поставит вопрос о безопасности всех участников рынка. Партнерство опирается на деятельность профессиональных объединений и компаний субъектов Северо-Запада РФ (Республики Карелия, Архангельской, Вологодской, Новгородской, Псковской, Ленинградской, Калининградской областей, г. Череповца, г. Санкт-Петербурга, г. Северодвинска, и др.).
Следует считать перспективным становление саморегулируемых сообществ на рынке недвижимости, серьезнее говорить о профессиональных стандартах деятельности, о страховании, т.е. об ответственности бизнеса. Создание действенных институтов управления профессиональным некоммерческим партнерством, ведение открытой информационной политики придадут необходимый импульс и предпосылки для реального становления цивилизованного рынка недвижимости.
Такое партнерство должно исходить из принципов социальной ответственности бизнеса, опираться на реалии рынка, т.е. на деятельность и агентств недвижимости, и индивидуальных предпринимателей, и агентов.
Основной принцип деятельности – «работа в интересах граждан России». Новое некоммерческое партнерство, не являясь закрытым клубом, поставит вопрос о равном доступе к информации, к базам данных объектов недвижимости всех профессиональных участников рынка.
Профессиональные участники рынка недвижимости считают, что основной рынка недвижимости являются представители малого и среднего бизнеса, в том числе индивидуальные частные предприниматели.
Таким образом, новое профессиональное объединение должно предложить для своих участников принципиально новые формы работы, которые могут эффективно поддерживать развитие бизнеса и позволят вывести его «из тени». Следует разработать новые современные образовательные программы, серьезнее использовать возможности средств массовой информации, в том числе рекламно-информационные и т.п. Бизнес на рынке недвижимости сегодня нуждается в конкретной помощи и методической работе, в том числе в регистрации сделок, сопровождении сделок, проводимых с участием государственных субсидий и т.п., все это может и должно делать для своих членов профессиональное сообщество.
Предметом деятельности Партнерства является:
- выработка рекомендаций для определения общих подхо¬дов и политики профессиональной деятельности в сфере недвижимости, направленных на дальнейшее развитие и совершенствование в области профессиональной деятельности членов Партнерства и улучшение их материально-технической базы;
- изучение текущего состояния, тенденций и проблем развития рынка недвижимости в Северо-Западном регионе Российской федерации, подготовка информационных, аналитических, маркетинговых исследований, экспертных материалов для своих членов, органов власти, для заинтересованных лиц и общественности;
- создание единой информационной сети коммерческой информации, относящейся к торговле недвижимостью, инвестиционной и строительной деятельности, с целью активизации операций с недвижимостью;
- создание Единого информационного пространства рынка недвижимости СЗФО, посредством объединенной системы сайтов по недвижимости;
- определение основных направлений в области подготовки специалистов на рынке недвижимости, помощь в создании обучающих программ, содействие обучению членов Партнерства и лиц, работающих на рынке недвижимости, на основе принятых в СЗПН стандартов.
Помимо прочего, наиболее значимым вопросом для профессионального бизнес-сообщества на рынке недвижимости остается региональная политика, вопросы взаимодействия бизнеса и власти на местах, а также взаимодействия со смежными бизнес-сообществами (банковским сектором, девелоперами, оценщиками и др.).
Существенную роль в деятельности профессионального сообщества должны играть законодательные новации и инициативы, которые оказывают серьезное влияние на становление рынка.