Малый бизнес на рынке недвижимости, к которому могут отнести себя более 90% действующих компаний, сегодня нуждается в методической и организационной помощи. К сожалению, подавляющее большинство этих компаний и все индивидуальные предприниматели в настоящее время разобщены. Существующие объединения риэлторов включают в себя менее 15% действующих фирм и в основном обслуживают крупных игроков рынка недвижимости.

Исходя из того, что:
Рынок недвижимости Санкт-Петербурга – это около 100 тысяч сделок купли-продажи ежегодно, которые осуществляют около 500–600 агентств недвижимости и 100 компаний-застройщиков. Годовой оборот рынка жилой недвижимости Петербурга – более $10 млрд.

В то же время банки, осуществляющие ипотечное кредитование жилой недвижимости, застройщики и город, реализующие государственные жилищные программы, а также население крайне заинтересованы в надежных контрагентах и профессиональных специалистах.

В отличие от сферы строительства жилья, где защита прав покупателя гарантируется соблюдением ФЗ № 214 и недавно введенной системой саморегулирования, оказание риэлторских услуг сегодня не регулируется специальным законом о брокерской деятельности; в 2002 году отменено обязательное лицензирование, а добровольная сертификация, сама идея которой является, безусловно, прогрессивной, не охватывает и 10% действующих агентств недвижимости, то есть нет понятного критерия надежности агентства, кроме репутации.


Мы, профессиональные участники рынка недвижимости, выступившие инициаторами создания Некоммерческого партнерства «Санкт-Петербургская палата недвижимости» (НП «СПН»), считаем следующее.

Новое некоммерческое партнерство должно объединять максимальное количество профессиональных участников рынка недвижимости, готовых работать в правовом поле, соблюдая правила и стандарты. Только в этом случае регулирующее влияние профессионального объединения будет значимым для рынка и сделает его более цивилизованным. Партнерство может стать основой саморегулируемого специализированного объединения.

Партнерство должно исходить из принципов социальной ответственности бизнеса перед потребителями услуг. Большое количество отказов в регистрации сделок УФРС, часто связанное с признаками мошенничества при проведении сделки, заставляет задуматься о ясной и понятной технологии проведения сделок с недвижимостью, то есть о стандарте качества. Причем о стандарте, который принят, понятен и исполним каждой компанией. Профессионалам известно, что многие правила работы на рынке, «бизнес-этика», уже давно сформировались. Нужно сделать ее публичной и позволить присоединиться к сообществу всем, кто готов соблюдать установленные правила.

Необходимо заявить о простых, понятных каждому и доступных для проверки критериях обеспечения безопасной сделки:
– ясный и понятный каждому стандарт качества проведения сделки и расчетов;
– обязательный и регулярный тестовый экзамен каждого специалиста компаний – участников СПН;
– доступный проверке список специалистов, работающих в компаниях (выдача специальных удостоверений);
– расчеты только в специально аккредитованных расчетных центрах, имеющих наивысшую степень надежности;
– создание беспристрастного и эффективного досудебного органа для защиты прав потребителей и профессиональных участников рынка недвижимости.

Партнерство должно представлять интересы профессиональных участников рынка (агентств недвижимости, индивидуальных предпринимателей, агентов) и создавать оптимальные условия для развития бизнеса его участников.

Вместе мы можем сформировать оптимальные условия для развития бизнеса.

• Принять и контролировать единые стандарты качества оказания услуг, что позволит потребителям ориентироваться на рынке и выбирать надежные и информационно открытые компании, которые соблюдают публичные стандарты качества.

• Обеспечить безопасные взаиморасчеты по сделкам – через создание единого расчетного центра (сети аккредитованных расчетных центров) для членов профобъединения.

• Обеспечить простые и понятные экономические выгоды членам партнерства: скидки при размещении рекламы во всех профессиональных изданиях рынка недвижимости, на специализированных выставках.

• Создать собственное специализированное рекламное агентство и службу юридического сопровождения для обслуживания компаний, не имеющих возможности содержать собственные рекламные и юридические отделы.

• Наладить информационное обеспечение деятельности (совместное продвижение), в том числе проведение круглых столов, совместное участие в выставках и т. д.; популяризовать риэлторские услуги – через информационную открытость.
• Содействовать компаниям в получении современного образования и аттестации сотрудников.

• Использовать единую базу типовых договоров и другой документации.

• Обмениваться информацией о мошенниках, проблемных объектах, недобросовестных агентах.

• Отстаивать свои интересы в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также с международными профессиональными организациями.

Мы предлагаем всем профессионалам рынка недвижимости, разделяющим цели и задачи, изложенные в настоящем Меморандуме, присоединиться к нам.

Мы уверены: объединившись, мы сможем сделать наш рынок жилья более безопасным и цивилизованным.

 

Некоммерческое партнерство «Санкт-Петербургская палата недвижимости»