Заявку на увеличение высотности ОАО «Общественно-деловой центр «Охта» (ОДЦ) подало в середине августа. По Градостроительному кодексу, прежде чем принять такое решение, необходимо провести публичные слушания.
Слушания были назначены на девять утра 1 сентября, когда родители провожают детей в школу, а студенты отправляются в вузы и колледжи. Случайно так совпало, или администрация Красногвардейского района не смогла найти более подходящее время - не известно.
К девяти часам все подступы к гостинице «Карелия», где было намечено побеседовать об «Охта-центре», оказались уже надежно заняты омоновцами. При этом зконференц-зал на 300 мест был забит под завязку, все проходы в нем и коридоры – тоже, а у входа в «Карелию» толпилось около сотни неудачников. Впрочем, некоторым посчастливилось просочиться в зал в обмен на выводимых оттуда нарушителей порядка. В их числе – нацболы со своей символикой, пенсионерки со свистками и прочие горожане, захватившие с собой всякую снедь - в надежде добросить съестное до выступавших с трибуны представителей «Общественно-делового центра». Некоторые пронесли - через тройной досмотр. Возле рамок металлоискателей омоновцы с азартом «обезоруживали» запасливых граждан: несколько столов было загружено яйцами, помидорами, бутылками и пакетами с кефиром, водой, майонезом и детским питанием. У одной журналистки даже попытались изъять увесистую бутыль туалетной воды Dior – якобы в целях безопасности. Но она поклялась не метать духи в президиум, и ей поверили.
Бараки как прообраз
Примерно три четверти отведенного на обсуждение «Охта-центра» времени организаторы слушаний старательно уводили разговор от темы высотности, рассказывая о том, какую пользу комплекс принесет городу.
«Мы не стремимся поставить рекорд высоты, наша башня намного ниже даже Empire State Building в Манхэттене... Здание в 396 м гармонично по высоте и ширине, а если уменьшить высоту до 100 м, то это будет смотреться нелепо... Единственный способ разместить все запланированные здесь объекты – это построить высотное здание... В основе нашего проекта – учет исторической среды: раньше здесь были рабочие бараки. Так что исторический облик учитывался, но с другой высотой... «Охта-центр» будет для Красногвардейского района тем же, что сейчас являет собой Адмиралтейство для центра города... Небесная линия Рима идеальна, а потому городская доминанта Собор Святого Петра смотрится там гармонично. А небесная линия Петербурга неидеальна, она перерезается трубами и другими промышленными объектами. Из-за них в данном районе нет никакого ощущения, что мы находимся в Петербурге... Если смотреть со стрелки Васильевского острова, то «Охта-центр» кажется в 2,1 раза ниже, чем шпиль Петропавловки... Из «золотого треугольника» его вообще не будет видно...» - уговаривал архитектор проекта Филипп Никандров, пытаясь перекричать публику, скандировавшую: «Позор!», «Вранье!» и «Долой!»
Периодически рассказ архитектора прерывали стычки между активными протестантами и рассаженными по залу людьми в штатском. То штатские отобрали у дамы телефон, на который она хотела их сфотографировать. То скрутили нацболов, попытавшихся развернуть свои знамена. То затеяли драку с гражданином, который дирижировал дудевшей в свистки публикой.
Архитектора сменил заместитель гендиректора по градостроительной деятельности ООО «Институт территориального развития» Владимир Аврутин: «Мы проанализировали 134 точек обзора и выяснили, что из 44 точек объект виден, из 15 – виден, но на расстоянии более 6 км, а значит, не воспринимается как нарушающее гармонию здание, из 73 точек не виден совсем, а из двух вид закрыт зелеными насаждениями».
Начальник отдела планирования и сопровождения проектов ОДЦ Петр Лучин заверял горожан, что после открытия комплекса транспортная ситуация здесь улучшится: «Будет построена трехуровневая развязка, благодаря которой пропускная способность Красногвардейской площади увеличится в три раза и нагрузка на нее упадет».
Заместитель генерального директора ОДЦ «Охта» Владимир Гронский упирал на то, что затраты на возведение еще не построенного небоскреба уже окупили структуры «Газпрома», зарегистрированные в Петербурге: «За три с лишним года они принесли городу 65 млрд рублей налоговых доходов. Одна только «Газпромнефть» за год заплатила налогов на сумму 21 млрд рублей». И добавлял: «Мы от земли оторвались, а данный проект нас приближает и к земле, и к небу».
За и против
Когда слово получила публика из зала, уже по началу речи выступающего было легко определить, за небоскреб он, или же против. Сторонники башни обычно начинали с фраз вроде «от имени и по поручению всего прогрессивного человечества». Противники – от себя лично. Первые в унисон умилялись, что в современном небоскребном комплексе найдется место не только «Газпрому», но и центрам детского творчества, гостиницам, концертным площадкам, спортзалам и прочей социальной инфраструктуре.
«От имени малолетних узников фашистских лагерей заявляю: «Охта-центр» - это прекрасное будущее для наших детей и внуков», - звенел слезой голос очередного поклонника.
Протестанты порадовали разнообразием контр-аргументов. Жительница Красногвардейского района Елена Малышева по военной формуле определения видимости маяков подсчитала, что ОДЦ будет простреливаться с расстояния 72 км – от берега Ладожского озера. А значит, послужит хорошей мишенью для врагов Петербурга. Но экс-командир подводной лодки Петр Лучин, также знакомый с этой формулой («корень квадратный из высоты глаза плюс высота объекта»), успокоил ее: «Объект будет закрыт лесами и полями».
Депутат петербургского парламента Владимир Федоров заявил, что он не против «Охта-центра» вообще, но не понимает, почему его нужно строить именно напротив Смольного: «У моряков красивая форма. Мексиканское сомбреро тоже красиво. Но вам же не придет в голову надевать поверх морской формы сомбреро».
Блокадник Евгений Яковлев предупредил, что «стоит только прорвать идеологическую границу, как к нам попрут все со своими небоскребами», и скоро «город будет не наш».
«Правовое хулиганство»
Наконец бывший петербургский депутат-яблочник Михаил Амосов обратил внимание собравшихся, что тема слушаний – запрос застройщика «Охта-центра» на отклонение от высотного регламента, который для данной городской территории не должен превышать 100 метров. Михаил Амосов сообщил, что Градостроительный кодекс допускает изменение предельной высоты, если отведенный под застройку участок обладает «неблагоприятными характеристиками» для строительства. «В чем же неблагоприятность этого участка? В том, что таков художественный замысел архитекторов? Или в том, что застройщик не может разместить в менее высоких зданиях то, что задумал? Но ведь так любой может заявить, что ему не хватает высоты, а потому нужно увеличить предельные параметры», - предположил Михаил Амосов. Он обвинил «Газпром» и Смольный в том, что они «хотят проявить правовое хулиганство». И единственное объяснение этому, которое находит господин Амосов, в том, что в городской комиссии по землепользованию и застройке «лежат десятки других заявок на превышение высотности».
«Если хулиганская логика будет принята, то я не вижу причин, почему все остальные заявки могут быть отклонены. Я не думаю, что «Газпром» решает эти вопросы, давая взятки. Но создается механизм, коррупционно опасный в потенциале», - предостерегает Михаил Амосов.
«Только 20% площадей в будущем комплексе займут структуры «Газпрома», остальное будет отдано для социальных и коммерческих объектов», - снова попытался увильнуть от щекотливой высотности Владимир Гронский. Но его вернул обратно директор Центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов: «Я не стану опровергать байки о том, что даже Христос поддерживал строительство «Охта-центра», - сразу предупредил он. - Скажу лишь, что все запланированные в нем объекты можно было бы разместить в здании высотой 37-40 м, если застроить не 38% отведенного участка, как намеревается «Газпром», а 60%, как это допускается по нормативам».
«Такие объекты должны быть удалены от трассы не менее чем на 100 м, чтобы они не пострадали в случае взрыва начиненного взрывчаткой грузовика – в России есть терроризм», - парировал неожиданной логикой Филипп Никандров. И добавил, что в Москве объекты «Газпрома» ограждены двумя рядами заборов и рвом, а «здесь мы хотим обойтись без этого».
Затем Петр Лучин объявил слушания состоявшимися, призвал всех желающих направлять свои предложения в районную администрацию до 7 сентября включительно и пообещал опубликовать резолюцию по итогам слушаний в течение 10 дней с момента их проведения. Решение о том, возможно ли удовлетворить высотный запрос ОДЦ, будут принимать городская комиссия по землепользованию и застройке и правительство Петербурга.
Справка БН:
Общественно-деловой комплекс «Охта-Центр» планируется построить в Красногвардейском районе, на берегу Невы, напротив Смольного. Вводить комплекс предполагается поэтапно: сначала (в 2011 году) – центральную башню, к 2016 году должен быть завершен весь проект. Площадь осваиваемой территории составит 68 га. Площадь общественно-деловой застройки - 1 млн кв м. Предполагаемый объем инвестиций – 60 млрд рублей. Инвестор проекта – ОАО «Газпром».