Сегодня были объявлены результаты конкурсов на право проектирования и строительства двух участков второй очереди Западного скоростного диаметра (ЗСД), которые были объявлены 13 июля. Победителем аукциона по первому участку (от проспекта Стачек до улицы Калинина) стало ОАО «Генеральная строительная корпорация» (ГСК). По второму (от транспортной развязки в районе Благодатной улицы до проспекта Стачек) – ЗАО «Пилон».
Эти отрезки входят в состав южной части ЗСД, который должна соединить КАД с Канонерским островом.
 
Победили на снижении
 
По словам вице-губернатора Михаила Осеевского, в конкурсе участвовали около полутора десятков компаний.
Оба победителя выиграли с существенным снижением цены контракта по сравнению со стартовой. ГСК предложила вместо 9,139 млрд рублей построить участок за 6,2 млрд. А «Пилон» - не за 7,27 млрд рублей, а за 5,4 млрд.
Обе компании давно работают на петербургском дорожно-строительном рынке. В числе объектов ЗАО «Пилон», в частности: строительство продолжения Софийской улицы от транспортной развязки КАД до пересечения с автодорогой на Колпино, капитальный ремонт набережной Петровского входного канала в Галерной гавани на Васильевском острове, капремонт набережной канала Грибоедова, Аничкова моста и другие.
Наиболее значительные подряды ГСК - капремонт Мало-Калинкина моста через канал Грибоедова, Тульской улицы, комплексное благоустройство Невского пр. от Адмиралтейства о пл. Восстания. Обе компании участвовали и в строительстве КАД.
Общая протяженность трассы составляет 48,9 км. Первый отрезок, который соединил Большой порт Санкт-Петербург и КАД, открылся в октябре 2008 года. Следующий участок, который протянется от порта до Благодатной улицы (генподрядчик ОАО «Мостоотряд 19»), должен открыться в 2010 году.
Первоначально предполагалось открыть ЗСД в 2009-м, потом срок был перенесен на 2011-й, теперь из-за кризиса называют 2014 год. Планировалось, что проект будет реализован в рамках государственно-частного партнерства. Консорциум «Невский меридиан» (в составе которого германские компании Hochtief и Strabag, французская Bouygues, голландская Egis, «Базовый элемент» и ОАО «Мостоотряд №19») выиграл концессионный конкурс в прошлом году. Он должен был вложить 108 млрд рублей, еще столько же – в совокупности городской и федеральный бюджеты. Однако соглашение с ним так и не подписали. Стройку пока решено вести на бюджетные деньги. В этом году на эти цели из городского бюджета выделено 3,1 млрд рублей, из федерального – 6 млрд. В 2010-м планируется в общей сложности 17 млрд рублей. Сначала федеральные деньги должны были пойти из Инвестиционного фонда. Но поскольку он может выделять средства только на проекты с участием частного капитала, в июле источники финансирования сменили, и теперь средства поступают напрямую из казны РФ. Как обещают в Смольном, к форме ГЧП предполагается вернуться в 2011 году.
 
«Батон» за 3 рубля
 
Участники рынка еще до подведения итогов конкурса высказывали свои оценки того, как он проводится. Например, во вторник, 18 августа, комментируя для «БН.ру» скандал вокруг смены генподрядчика двух участков КАД, глава одной из фирм, которая была конкурентом «Флоры» на подрядных торгах по КАД, сообщил, что в конкурсе по строительству ЗСД выдвигаются предложения на 30% дешевле стартовой цены контракта. «Это ничем не оправдано, нужно, чтобы работа была хотя бы в ноль, чтобы держаться на плаву, но какой смысл работать в минус?», - заявил тогда собеседник, не пожелавший, чтобы его фамилия звучала в прессе.
Сегодня своим мнением насчет аукциона по ЗСД с «БН.ру» поделился глава Ассоциации предприятий дорожного комплекса Санкт-Петербурга (АПДК) Юрий Агафонов. Он, считает, что «с точки зрения организатора торгов проведение такого аукциона полная глупость», имея в виду неприкрытый демпинг победителей. За эти деньги построить дорогу невозможно. «Для чего проводятся эти аукционы? Кого мы хотим обмануть? Одни делают вид, что сэкономили деньги, а другие – что смогут за эти деньги что-то построить», - возмущается Юрий Агафонов. По его мнению, заявленные победителями суммы «взяты с потолка», и они вполне могли бы предложить сокращение от стартовой цены не на 3 млрд и 2 млрд рублей, а «на все пять».
Все дело в 94-м ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», говорит Юрий Агафонов. «Аукционы на услуги надо отменять. Разумеется, директора компаний думают о том, как сохранить свою производственную базу, сотрудников, а потому, чтобы получить подряды, пойдут на любой демпинг. Хорошо, что эти компании, которые победили в конкурсе по ЗСД, - серьезные организации с большим опытом работы. Но ведь это могла бы быть любая фирма с одной авторучкой в кармане. Она бы назвала наименьшую стоимость и срок выполнения работ и выиграла бы», - уверен он.
По его словам, западные строители считают, что снижение от стартовой цены более чем на 10% неизбежно приводит к ухудшению качества строительства.
«Вот представьте себе, что батон хлеба стоит 20 рублей, а вы предлагаете пекарю продать вам его за 3 рубля. Он согласится, но сделает такой батон, к которому вы близко не подойдете, не то чтобы его съесть. Так же и здесь. Все разговоры о том, что подешевели строительные материалы, рабочая сила, - домыслы. Ничего они не подешевели, все только дорожает. А ведь стройматериалы составляют 70% в стоимости строительства дорог. Так что мы получим не дорогу, а батон за 3 рубля», - продолжает Юрий Агафонов.
АПДК, а также Ассоциация предприятий дорожно-мостового комплекса Санкт-Петербурга «Дормост», не раз обращались и в правительство РФ, и в Госдуму, и в Федеральную антимонопольную службу с предложениями внести соответствующие изменения в 94-й закон. Руководство этих ассоциаций предполагает, что в этом году будет подготовлен законопроект, который отменит аукционы на услуги, в том числе и в строительстве. «Нужно, чтобы каждый претендент проходил предквалификацию, доказывал, что способен выполнить тот объем работ, который разыгрывается на конкурсе. И если он предлагает снижение, скажем, на 10% от стартовой цены, то должен обосновать, за счет чего он может добиться этого снижения», - считает Юрий Агафонов.
Впрочем, наверняка в ходе строительства финансирование этих участков будет увеличено. Причем не исключено, что его стоимость даже превысит стартовую конкурсную. Это обычная практика в таких случаях. Достаточно вспомнить хотя бы историю со стадионом для «Зенита», который за время строительства «подорожал» с 18,6 млрд рублей до 23,7 млрд.

Текст: Ольга Мягченко