ФГУ «Дирекция по строительству кольцевой автодороги вокруг Петербурга» (ДСТО), заказчик строительства КАД, судится с одним из своих подрядчиков – ООО «Флора», требуя, чтобы он возвратил около 1 млрд рублей выплаченного ему аванса. ДСТО намерена расторгнуть контракт с «Флорой», которая выиграла прошлым летом конкурс на строительство нескольких лотов трассы, входящих во вторую очередь. В общей сложности объем работ по ним оценивается в сумму свыше 12,7 млрд рублей.
Один из участков – от Ржевки до Шафировского проспекта – был сдан в октябре 2008 года. Два других (от улицы Пионерстроя до трассы «Нарва» - 4 км на сумму 6,8 млрд рублей, а также от «Нарвы» до поселка Бронка – 11,8 км на сумму 5,9 млрд рублей) еще строятся. Но, по словам заместителя директора ДСТО Вячеслава Петушенко, слишком медленно. Он заявил, что заказчик недоволен тем, как ведутся работы и от дальнейших комментариев отказался, сославшись на то, что не уполномочен их давать.
Директор ДСТО Борис Мурашов сообщил «БН.ру», что он находится в отпуске и не в курсе деталей процесса.
Верните деньги
Как говорится в материалах дела, опубликованных на сайте Арбитражного суда по Санкт-Петербургу и Ленобласти, между истцом и ответчиком 3 июня 2008 года был заключен контракт на строительство второй очереди КАД, по которому 24 февраля 2009 года ДСТО перечислило подрядчику аванс в размере 700 млн рублей. Работы должны были быть завершены в мае 2009 года. Но подрядчик в срок не уложился, и теперь заказчик требует расторгнуть контракт и взыскать с «Флоры» 546 млн рублей.
Арбитраж принял решение наложить арест на денежные средства ООО «Флора» в пределах данной суммы. Очередное судебное заседание назначено на 16 сентября.
Другой иск ДСТО, на сумму свыше 465,836 млн рублей, поданный 10 июля 2009 года, пока не удовлетворен. Рассмотрение дела назначено на 10 сентября.
ДСТО – не единственная, кто судится сейчас с «Флорой», пытаясь взыскать с нее деньги. Иски к этой фирме подали несколько ее субподрядчиков, а также КУГИ Петербурга. Среди истцов - ООО «Альфа-Морион», которая работает на субподряде по строительству участка от улицы Пионерстроя до трассы «Нарва» (выполняет имущественную инвентаризацию, актуализирует отчеты об оценке объектов недвижимости, комплексных землеустроительных и топографо-геодезических работ по подготовке и оформлению землеотвода объектов второй очереди КАД). Общая стоимость работ по договору составляет 34,364 млн рублей. Срок окончания работ - май 2009 года. «Флора» перечислила истцу аванс в размере 5 млн рублей, в то время как субподрядчик с августа по декабрь 2008 года выполнил работы по договору на общую сумму свыше 25,55 млн рублей. Но вместо денег получил от «Флоры» уведомление о расторжении договора со ссылкой на то, что ДСТО сократила объем финансирования. В ДСТО при этом сообщили, что деньги за эти работы «Флоре» были перечислены полностью.
Суд обязал генподрядчика выплатить «Альфа-Мориону» 20,52 млн рублей, а также проценты за пользование чужими денежными средствами в размере около 1,185 млн рублей и 100 тысяч рублей в счет расходов по государственной пошлине.
С денежными претензиями в адрес «Флоры» выступили также ООО «М-Строй» и ЗАО «Пилон». Слушание их дел еще не состоялось.
«Флора» КАДа
В самой компании «Флора» отказались прокомментировать судебные разбирательства. На вопрос о том, в строительстве каких еще объектов принимает участие «Флора», секретарь ответила, что «у нас еще Обводный канал», но не смогла уточнить, что именно делает там компания, и в итоге резюмировала: «У нас компания, которая в принципе с журналистами не общается».
История участия ООО «Флора» в конкурсах по КАД овеяна туманом. Например, в конкурсе по участку от Пионерстроя до трассы «Нарва» фирме удалось выиграть у таких крупнейших и опытных компаний, как ОАО «Мостостроительный отряд №19», ЗАО «ПО «Возрождение», ОАО «Мостостроительный трест N6», ООО «Дорстройпроект», ЗАО «Корпорация «Согласие Стройинвест», ОАО «Мостотрест», ОАО «Генеральная строительная корпорация», ОАО «Северное управление строительства». Достаточно сказать, что «Мостоотряд №19» был генподрядчиком по строительству такого сложного объекта, как мост через Неву в Обухово – первая в Петербурге вантовая переправа.
Сама же «Флора» до этого не отметилась ни на одной петербургской стройке. В ДСТО сообщили, что предприятие уже выполняло работы на КАД. Но это были не строительные, а экологические мероприятия.
Интересно, что за пару месяцев до подведения итогов конкурса фирма разметила объявления о наборе сотрудников на нескольких рекрутинговых сайтах. В объявлениях говорилось: «Основная деятельность нашей компании - строительство мостов и инженерных сетей. Штат более 100 человек. На 2008 год запланировано существенное расширение штата в связи с увеличением количества заказов на строительство объектов». На момент подведения итогов конкурса все вакансии в компании были уже заняты.
Впоследствии Борис Мурашов сетовал, что из-за несовершенства конкурсного законодательства он часто вынужден отдавать подряды претендентам, которые не имеют опыта проведения соответствующих работ и не обладают достаточной материально-технической базой. «Мы должны отбирать подрядчиков по формальным признакам: если он предлагает меньший срок выполнения работ и меньшую стоимость их – он и будет победителем конкурса», - заявил Борис Мурашов на одной из пресс-конференций в начале 2009 года.
Формальным требованиям заявка «Флоры» соответствовала. Например, участок от улицы Пионерстроя до «Нарвы» она предложила построить за 6,817 млрд рублей при стартовой цене в 7,747 млрд. Причем пообещала ввести объект не в декабре 2009 года, как было запланировано, а в мае. По второму строящемуся отрезку компания также назначила цену на 1,1 млрд рублей ниже стартовой.
В прошлом году Ассоциация предприятий дорожно-мостового комплекса Санкт-Петербурга «Дормост» даже обращалась с открытым письмом к Министру транспорта РФ Игорю Левитину с просьбой обратить внимание на нарушения при отборе подрядчика на строительство КАД. «Дормост» утверждал, что контракт достался малоизвестной компании «Флора», которая установила заведомо невыполнимые сроки и нереальную стоимость работ.
Неоправданный демпинг
Заместитель генерального директора ОАО «Мостотрест» Виктор Еремин сообщил, что пока рано говорить о том, будет ли его компания участвовать в новом конкурсе, если он будет объявлен на участки «Флоры».
Пресс-секретарь «Мостоотряда №19» Нелли Есипенко заявила «БН.ру», что ее компания не исключает такой возможности. «У нас достаточно мощностей и специалистов для выполнения этих работ. Мы все наши объекты сдавали в срок – и участок Западного скоростного диаметра, и вантовый мост через Неву, и путепровод на проспекте Александровской фермы», - отметила Нелли Есипенко.
В компаниях-подрядчиках, которые работают на КАД, не захотели открыто обсуждать деятельность «Флоры». Но на условиях анонимности сотрудники некоторых из них нелестно отзывались о своих коллегах. «Еще когда были объявлены итоги конкурса в прошлом году, было ясно, что при тех конкурсных предложениях – демпинговой цене и нереальных сроках – этот генподрядчик не справится с работой. Но 94-й ФЗ, который снял обязательное условие предквалификации при проведении конкурсных процедур, не позволяет отсеивать такие предложения. В результате подрядчик выдвинул сумму, за которую нам самим-то, имея собственные мощности, выполнить работы нереально. А при условии, что у «Флоры» нет никакой базы и почти все работы нужно делать с привлечением субподрядчиков, что удорожает строительство, - и вовсе не о чем было говорить. Никто ведь не будет работать себе в убыток, спасая репутацию генподрядчика. Когда мы идем на генподряд и предлагаем какое-то снижение от стартовой стоимости, то это выверенное снижение. У нас есть свой уже устоявшийся пул субподрядчиков, проверенных не одним годом работы, и мы знаем, насколько можно снизить начальную стоимость. А «Флора», которая до этого работала только на субподрядах по КАД, прокладывая коммуникации, такого опыта не имела», - прокомментировал ситуацию глава одной из фирм, которая была конкурентом «Флоры» на подрядных торгах по КАД. Он сообщил, что в конкурсе по строительству Западного скоростного диаметра сейчас тоже выдвигаются предложения на 30% дешевле стартовой цены контракта. «Это ничем не оправдано, нужно, чтобы работа была хотя бы в ноль, чтобы держаться на плаву, но какой смысл работать в минус?» - недоумевает собеседник.
По оценке самих подрядчиков, на участках «Флоры» теперь не удастся уложиться даже в первоначальные сроки строительства – декабрь 2009-го.
Справка БН
По данным системы раскрытия информации «Спарк», ООО «Флора» было учреждено 16 октября 2006 года, ее уставный капитал на 1 января 2008 года - 10 тыс рублей. Собственник компании - физическое лицо, гражданин России. Генеральный директор «Флоры» - Коростовцев Александр Владимирович.