Представители Ленэнерго оправдываются, ссылаясь на объективные причины. Интенсивное строительство ведется в Петербурге с 2001 года, а инфраструктура в городе старая. На подведение же сетей к новым энергоисточникам требуется время.

Действительно, почти два десятка лет петербургская энергетическая система не развивалась. Результаты инвентаризации городских распределительных сетей, проведенные в 2006 году, показали, что 62% из них в эксплуатации больше 50 лет, 14% - от 25 до 50 лет. И в том же 2006 году между правительством Петербурга и ОАО РАО «ЕЭС России» было заключено соглашение «О взаимодействии…по реализации мероприятий для обеспечения надежного электроснабжения и создания условий по присоединению к электрическим сетям потребителей города Санкт-Петербурга. В рамках этого соглашения к 2010 году было запланировано инвестировать в развитие электросетевого комплекса 300 млрд рублей. За счет этих средств предстояло построить 37 и реконструировать 27 подстанций.
Позднее поправки в федеральный закон «Об электроэнергетике» завершили длительный процесс формирования единой нормативной базы, регулирующей присоединение потребителей к электрическим сетям. Была введенаплата за технологическое присоединение к электросетям. Новая форма расчетов с энергетиками включила инвестиционную составляющую в тариф на присоединение к энергоресурсам. Иными словами, полученная по договорам присоединения прибыль с застройщиков также должна направляться на развитие энергосистемы.
Воз там же
Между тем, застройщики по-прежнему недовольны. «Принятые правительством меры по урегулированию отношений между строителями и естественными монополистами к существенным изменениям так и не привели, - утверждает председатель совета директоров АРИН Андрей Тетыш. - В деталях какие-то вещи поменялись, но в целом процесс как был наверху, так и остался».
Так же как и три года назад, строительные компании месяцами не могут получить технические условия и согласовать проект. «Я вижу только одно отличие от прошлых лет, - говорит главный инженер компании «Синтез» Владимир Кузнецов. - Запретили обременения, но теперь они входят в сумму договора».
Действительно, официально со строителей сняли обязанность создания электросетевой инфраструктуры. Всю работу по возведению подстанций и прокладке линий электропередач взяли на себя энергетики. Однако на деле все остается по-старому.
«В технические условия энергообеспечивающие организации включают не только то, что нужно непосредственно для подключения данной мощности, но и работы, которые они должны были делать сами», - подтверждает Андрей Тетыш.
Так и не изменилась ситуация с непосредственно подключением строящихся объектов. В соответствии с новым порядком энергетики не имеют права отказать потребителю в техприсоединении. Однако, по словам генерального директора ООО «Гласс Дизайн Фасад» Вячеслава Южакова, как и прежде многое зависит от желания руководителя энергетической компании содействовать застройщику.
«Здесь может быть много вариантов лукавства, - соглашается технический директор компании "Уткина заводь" Андрей Никифоров. – Ведь присоединяемая мощность может быть до 10МВ/А и более, по линиям напряжения 0,4 кВ и 10 кВ, в разных точках присоединения. Определить реальную пропускную способность электросетей для возможности присоединить нового потребителя, может только линейный персонал, обслуживающий электроустановки, но никак не бюрократы административной системы электросетевой компании. И если сетевая компания сочтет для себя невыгодным присоединить заявителя, она не откажет, но обусловит возможность присоединения «строительством новой ТЭЦ в не очень далеком будущем».
Обещанной оптимизации расходов тоже не произошло. Траты строительных компаний на подключение к инженерной инфраструктуре в некоторых случаях стали еще выше. «После введения платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, проблема присоединения к сетям переродилась в проблему увеличения требуемого объема инвестиций в тот или иной проект, - рассказывает Андрей Никифоров. - Скажем, по известному нам проекту плата за технологическое присоединение составляет более 12% от общего объема инвестиций. А есть и такие ситуации, когда эта величина достигает 20, 30 и даже 50%». По словам Андрея Никифорова, реальная величина расходов на технологическое присоединение к сетям определяется не только тарифом, но и объемом средств для выполнения тех требований, которые изложены в ТУ.
Участники рынка также отметили, что электросетевыми компаниями не выполняются и сроки исполнения обязательств по договору технологического присоединения. «Перевода дома на постоянную схему электроснабжения можно ждать целый год, а то и два, - делится Владимир Кузнецов. – И все это время людям приходится жить на временных мощностях. Отсюда – и неработающие лифты в новых зданиях, отключения света и прочие бытовые проблемы».
За нарушение сроков энергетики несут финансовую ответственность. Однако, по словам Андрея Никифорова, «даже если заявитель докажет вину электросетевой компании в нарушении сроков выполнения обязательств, штрафные санкции не покроют даже незначительной доли тех убытков, которые несет инвестор построенного, но не введенного в эксплуатацию объекта. Это означает, что к высокому удельному весу в составе инвестиционных затрат, застройщик-инвестор должен прибавить расходы на покрытие таких рисков. Иллюстративные примеры - ИКЕА, потратившая 135 млн евро на электроснабжение по временной схеме от дизель - генераторов».
Выбор без альтернативы
Большинство участников рынка убеждены, что пока существует единовластие естественных монополистов, никакие новеллы в законодательстве не смогут облегчить жизнь строителям. «Все равно «правила игры» определяет сильная сторона – монополист, - объясняет Андрей Никифоров. – За ним всегда остается право решающего голоса, так что строителям легче не станет».
Аналогичного мнения придерживается и Андрей Тетыш: «В этой сфере всегда наблюдался рынок продавца-монополиста. Никакого соревнования за клиента никогда даже близко не было».
В Петербурге есть возможность применять несколько альтернативных источников энергоснабжения, построенных на базе газопоршневых, газотурбинных, паротурбинных или микротурбинных установок. И строители уже давно хотят получить эту возможность. Однако не все так просто. «Вопрос об установлении любого альтернативного источника забюрократизирован в городе очень сильно, - рассказывает Андрей Тетыш. - На установку любого автономного источника нужно получать разрешение не только комитета по энергетике, но и самого энергетического монополиста. Такой связки власти и коммерции, как в энергетике (когда одна коммерческая организация выдает разрешение другой коммерческой организации), не наблюдается ни в одной области. Это все равно, что, например, один риэлтор давал разрешение заниматься своей деятельностью всем остальным».
«Развитие систем автономного электроснабжения – это эффективный способ демонополизировать рынок электроэнергии, - считает Андрей Никифоров. - Но здесь должно усилить свою законодательную и регулирующую роль государство, создав привилегии для автономных производителей и поставщиков электроэнергии. К примеру, правительство США на законодательном уровне обязывает крупные электросетевые компании приобретать избытки автономно генерируемой электрической мощности. Нашего государственного чиновника, по всей видимости, вполне устраивает сложившаяся система взаимоотношений инвесторов с электроэнергетиками».
Неумирающая надежда
Впрочем, не все участники рынка настроены столь пессимистично. «Строительство и реконструкция энергообъектов все же ведется, - говорит Владимир Кузнецов. - Я думаю, что через три – четыре года сегодняшних проблем с подключением к сетям уже не будет».
Действительно, по данным официального портала «Ленэнерго», в рамках соглашения с РАО ЕЭС по некоторым объектам петербургские энергетики уже завершили работы, а в текущем году планируется достроить те объекты, готовность которых составляет 70-80%. Правда, из-за кризиса инвестиционная программа все же будет откорректирована и, возможно, ряд объектов будут исключены из инвестиционной программы.
Сейчас же строители ждут принятия в Петербурге единых тарифов и типовой формы договора для всех представителей энергетического комплекса. Возможно, эта очередная мера не на бумаге, а на деле оптимизирует цены и регламентирует сроки. «Я допускаю, что этот документ облегчит жизнь строителям, - комментирует Вячеслав Южаков. - По-крайней мере, он может уменьшить число коррупционных лазеек. Но в любом случае для того, чтобы урегулировать вопрос отношений с монополиями - надо четко регламентировать его».

Текст: Татьяна Елекоева