Представители «Бриза» рассказали, что в предыдущий раз губернатор Петербурга посетила «яму» весной, именно тогда ей пожаловались на то, что проект в очередной раз может быть заморожен – у девелопера не хватало средств на завершение его в срок. При этом всего в проект было уже было вложено $160 млн. Но при содействии губернатора удалось договориться о кредитной линии со Сбербанком, который выделил $338 млн сроком на 7 лет. Как стало известно «БН.ру», ставка по кредиту составила 13% годовых на период строительства – до октября 2010 года, и 12% годовых – на оставшиеся срок. Залогом стал сам проект и некоторые активы девелопера.

Сегодняшнее посещение губернатором теперь уже бывшей «ямы» было вызвано желанием проконтролировать, как идет освоение кредитных средств и желанием еще раз получить подтверждение, что проект будет завершен в срок. Валентина Матвиенко приехала всего с десятиминутным опозданием и, посмотрев на хмурое небо, предложила сразу приступить к осмотру стройки, чтобы успеть до дождя. Желание было исполнено, и губернатор в сопровождении курирующего проект вице-губернатора Романа Филимонова, председателей комитета по инвестициям Максима Соколова и комитета по строительству Вячеслава Семененко, начальника Службы госстройнадзора и экспертизы Петербурга Александра Орта, представителей девелопера и журналистов поспешила на стройплощадку. Больше всего этим был раздосадован Вячеслав Семененко, который несколько раз призвал надеть каски. «На стройплощадку без касок нельзя. Это нарушение техники безопасности строительства », - пояснил он. Но на призыв никто не обратил внимания. Даже Александр Орт, который по должности должен следить за соблюдениями строительных норм, был снисходителен: «Ну не буду я же еще и за каски штрафовать».

Тем временем заместитель генерального директора по административным вопросам ООО «Бриз» Роман Зарецкий вкратце рассказал о том, что уже сделано. По его словам, уже полностью построены двухъярусный подземный паркинг, четыре из пяти этажей ТРК, получены техусловия для подключения ко всем инженерным коммуникациям. В самом комплексе немного изменилась концепция, которая теперь предполагает больше развлечений: кроме 16-зального кинотеатра планируется крупнейший в Петербурге фитнес центр – 5,6 тысячи кв. м, фудкорт и около 2 тысяч кв. м. детской игровой зоны, которую губернатор попросила оснастить самым современным игровым оборудованием.

По словам Романа Зарецкого, сейчас в комплексе уже сдано арендаторам около 20% площадей. «К октябрю будущего года мы надеемся, что в комплекс будет заполнен на 70-80%. Сейчас интерес арендаторов волнообразный, то есть, то нет. Но в любом случае думаю, что проблем не будет», - говорит замдиректора «Бриза».

Губернатор поинтересовалась, нет ли у застройщика проблем в общении с госорганами Петербурга. «Нет, все в прядке», - отвечал Роман Зарецкий, все согласования получены, единственная неприятность - у застройщика в декабре заканчивается срок разрешения на строительство, но он надеется решить этот вопрос с Александром Ортом в рабочем порядке.

Александр Орт не стал разочаровывать представителя застройщика.

Затем Валентина Матвиенко немного пообщалась со строителями (генеральный подрядчик на проекте турецкая Rennaisance Construction) и, завершив осмотр, услышала крики местных жителей, которые, высунувшись из окон, жаловались на то, что стройка идет и ночами. Решение пришло на месте: губернатор рекомендовала инвестору установить кричащим стеклопакеты.

Удовлетворенная увиденным, губернатор отправилась на встречу с главой Сбербанка Германом Грефом, а тем времени представитель ООО «Бриз» рассказал, что сейчас компания ведет с Минимуществом переговоры по выкупу площадей, которые должны отойти федеральным властям в соответствии с условиями инвестиционного соглашения. «Все упирается в цену. Но думаю, к моменту сдачи ТРК мы договоримся», - заявил он.

Глубокая история

Эпопея с «ямой» у московского вокзала началась почти 18 лет назад, когда 13 сентября 1991 года Борис Ельцин подписал Указ №120 «О создании высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург – Москва». Президент велел считать создание ВСМ «одним из приоритетных инвестиционных проектов, осуществляемых при участии государства».

Для начала РАО ВСМ получило в бессрочное пользование участок для строительства транспортно-коммерческого центра (ТКЦ) у Московского вокзала. Предполагалось построить комплекс, сочетающий в себе вокзал, пятизвездочную гостиницу, крытую автостоянку, магазины и офисы. Всего проект «тянул» на $377 млн, из которых $200 млн предполагалось получить у английских банков в качестве инвестиционного кредита. Англичане соглашались дать такие деньги лишь под гарантии правительства России. Правительство же, в свою очередь, потребовало от Петербурга контргарантий возврата кредита. С этим согласился мэр Анатолий Собчак, а затем и сменивший его губернатор Владимир Яковлев, писала в 2002 году "Новая Газета".

Через 6 лет после указа, 14 октября 1997 года, в Лондоне было подписано соглашение между Внешэкономбанком РФ и банками «Агриколь Индосуэц» и «Эс Би Си Варбург» о предоставлении на строительство ТКЦ кредита в $200 млн сроком на 10 лет со ставкой 7,3% годовых. А еще через неделю, 21 октября 1997 года, Владимир Яковлев поставил свою подпись под договором поручительства, по которому Петербург обязывался отвечать в полном объеме перед Минфином за то, что РАО ВСМ вернет английский кредит с процентами. Был составлен договор поручительства (со стороны Минфина его подписал тогдашний замминистра Михаил Касьянов).

К январю 2001 года на строительство было потрачено уже $65 млн.

Затем произошло банкротство РАО «ВСМ», за которым последовал переход «ямы» в федеральную собственность.

Весной 2004 года Мингосимущество РФ провело инвестиционный конкурсе, на котором продало право построить на этом месте торгово-развлекательный центр. Как сообщал "КоммерсантЪ", победило ООО «Строительная компания «Бриз», входившая в структуру холдинга «Веда», который владел 62,5% ее долей. Вторым совладельцем «Бриза» была компания ЗАО "Балтинвестойл" (37,5%). В борьбе за право стать инвестором незавершенного строительства на Лиговском проспекте, 26-38, «Бриз» предложил наибольший объем инвестиций в проект - $304 млн.

Однако летом 2005 года, после гибели президента «Веды» Кирилла Рогозина, холдинг «Веда. Объединенные компании» продал проект ТРК газонефтяной компании «Нафта-Москва». А уже в апреле 2006-го оба владельца "Бриза" уступили свои доли Казахкоммерцбанку, который контролирует проект и по сей день.

Хроника последующих событий:

В середине 2007 года – разработана концепция проекта компанией Chapman & Taylor;

8 февраля 2008 года – проект одобрен государственной экспертизой;

21 февраля 20008 года – получено разрешение на строительство;

1 апреля 2008 года – генподрядчик Rennaisance Construction начал работы на площадке;

23 июля 2008 года – подписано соглашение с Mace International Limited на управление строительством;

17 ноября 2008 года – подписано дополнительное соглашение к инвестиционному контракту о распределении площадей (согласовано ФАУГИ).

Справка БН

Общие характеристики ТРК GALERIA

Общая площадь коммерческого комплекса: около 193 000 кв.м.;

Арендуемая площадь: 93 392 кв.м.;

Этажность: 5-этажное здание с 2-хуровневой подземной автостоянкой на 1 200 машиномест.

По состоянию на 28.07.2009 г. сделано:

• Выполнены мероприятия по сохранению окружающей застройки (усиление фундаментов дома Перцова и т.д.).

• Ведется постоянный геотехнический мониторинг за окружающей застройкой.

• Выполнены в полном объеме фундаменты и подземная часть Комплекса.

• Выполнен монолитный каркас на 85 %.

• Ведется монтаж внутренних инженерных систем -15 %.

• Ведутся подготовительные работы для монтажа фасада и внутренней отделки.

• Выполняется присоединение к наружным инженерным сетям.

• График строительства выполняется.

• Расчетный срок завершения строительства и ввод в эксплуатацию – октябрь 2010 года.

Источник: Комитет по инвестициям и стратегическим проектам администрации Санкт-Петербурга

Текст: Павел Никифоров