Об этих намерениях сегодня, 21 июля, на заседании правительства Петербурга заявила губернатор Валентина Матвиенко. «Мы уже давно ведем эти переговоры, достигнуты определенные соглашения с губернатором Ленобласти. Правительство области не меньше нас заинтересовано в развитии аэропорта Пулково», - считает Валентина Матвиенко.

«Вопрос третьей полосы для стратегического планирования Пулково является крайне важным. В процессе переговоров с немецкой стороной консорциума («Воздушные ворота Северной столицы» - победитель концессионного конкурса по развитию Пулково, в его состав входит германский авиаоператор Fraport – «БН.ру») мы увидели, насколько они внимательно относятся к стратегическому резервированию пространства для развития аэропорта во Франкфурте. Там сегодня три полосы, через аэропорт проходит 50 млн пассажиров в год. Аэропорт осуществляет инвестиционную программу объемом 7 млрд евро для строительства четвертой полосы и развития аэропорта для увеличения пассажиропотока до 90 млн человек в год. В Мюнхене поток сегодня 30 млн пассажиров. Они работают над третьей полосой, чтобы увеличить поток до 50 млн. Для нас третья полоса в самое ближайшее время станет необходимостью. Но в Пулково уже резервировать негде», - заявил вице-губернатор Юрий Молчанов.

Впрочем, отметила Валентина Матвиенко, «на ближайшие десять лет нам двух полос хватит».

Где именно будет зарезервирован участок для третьей полосы, чиновники не уточнили. В прошлом году, когда впервые Смольный заговорил об этом, речь шла о территории на границе Петербурга и Ломоносовского района Ленобласти.

А пока пассажиропоток Пулково не способен полностью загрузить даже две существующие ВПП. По данным гендиректора ОАО «Пулково» Андрея Мурова, они позволяют обслуживать до 50 млн пассажиров в год. Тогда как по итогам прошлого года через аэропорт прошло чуть более 7 млн человек. Проект реконструкции Пулково, который будет реализовывать консорциум «Воздушные ворота Северной столицы», предусматривает рост пассажиропотока к 2025 году до 24,8 млн человек. Так что даже через 15 лет у Пулково будет еще солидный запас, позволяющий аэропорту безболезненно нарастить поток вдвое. Если рост пойдет идти темпами, заложенными в программу развития аэропорта (то есть по 20% в год), то резерв двух действующих ВПП будет исчерпан лишь лет через 30.

Еще в прошлом году, когда пассажиропоток в Пулково рос, а не падал (по итогам первого полугодия 2009 года падение составляет 12,5% по сравнению с аналогичным периодом 2008-го), эксперты высказывали сомнение в том, что в обозримом будущем аэровокзалу понадобится расширение.

Но, по мнению руководителя аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олега Пантелеева, «уже сейчас имеет смысл резервировать территории, причем не только под полосы, но и для развития аэропортовой и приаэропортовой инфраструктуры в целом». Он считает, что если не предусмотреть это сейчас, то потом город может столкнуться с серьезными проблемами. В качестве примера может служить Геленджик, где уже возникла проблема, связанная с потребностями в развитии аэропорта. Его сдерживает необходимость выкупать земли вокруг существующего аэропорта у частных владельцев и винодельческих предприятий. А это всегда проблематично и значительно удорожает любой строительный проект. Аналогичная ситуация возникла и в международном аэропорту Шереметьево. Как только было объявлено о планах по закреплению прав на прилегающие к Шереметьево земли, участки стали скупать частные компании.

Эксперты затрудняются сейчас давать оценки, какова должна быть площадь зарезервированного участка и какова возможная стоимость строительства полосы. В компании «Новапорт» говорят, это будет зависеть от концепции развития аэропорта. Вилка может быть очень большая: одно дело, если новая полоса будет построена неподалеку от существующих, другое - на расстоянии 2-3 км. Речь идет как минимум о нескольких сотнях гектар.

По мнению директора по консалтингу и оценке Becar Realty Group Игоря Лучкова, «с одной стороны, хорошо, что стратегическое мышление наших властей простирается на несколько десятилетий вперед». Но с другой стороны, рассуждает эксперт, чиновники впоследствии могут столкнуться с той же проблемой, которая возникла при освобождении участков для строительства КАД и ЗСД от гаражей. «До какого-то момента их не трогали, хотя все и знали, что земля под гаражами отдана им в аренду. А потом, когда стали изымать эти участки, то пошла волна социального негатива», - говорит Игорь Лучков.

Проблемы могут возникнуть и с выкупом земли у собственников. В Ломоносовском районе на границе с Петербургом много садоводств, есть и частная застройка. Договориться с домовладельцами будет непросто. Тем более что недвижимость здесь достаточно дорогая. По данным консалтингового центра «Петербургской недвижимости», сегодня сотка дачной земли в Ломоносовском районе стоит 50-80 тысяч рублей, наделы под ИЖС продаются по 260-300 тыс.

Впрочем, Смольному не придется выкупать все наделы единовременно. Учитывая, сколько времени у него в запасе, пока будет исчерпан лимит двух ВПП Пулково, процесс может растянуться на десятилетия.

Стоимость сотки земли в Ломоносовском районе Ленобласти в зависимости от пакета коммуникаций, руб.

Коммуникации мин макс средн
Отсутствие коммуникаций 15 000 300 000 147 000

Полный пакет коммуникаций (свет, вода, газ, канализация)

120 000 936 000 379 000
Свет, вода, канализация (без газа) 93 000 330 000 188 000
Только свет 31 000 522 000 161 000

Источник: Консалтинговый центр «Петербургской недвижимости»

Текст: Ольга Мягченко, Николай Стрельников, Алексей Коновалов