Об этих намерениях сегодня, 21 июля, на заседании правительства Петербурга заявила губернатор Валентина Матвиенко. «Мы уже давно ведем эти переговоры, достигнуты определенные соглашения с губернатором Ленобласти. Правительство области не меньше нас заинтересовано в развитии аэропорта Пулково», - считает Валентина Матвиенко.
«Вопрос третьей полосы для стратегического планирования Пулково является крайне важным. В процессе переговоров с немецкой стороной консорциума («Воздушные ворота Северной столицы» - победитель концессионного конкурса по развитию Пулково, в его состав входит германский авиаоператор Fraport – «БН.ру») мы увидели, насколько они внимательно относятся к стратегическому резервированию пространства для развития аэропорта во Франкфурте. Там сегодня три полосы, через аэропорт проходит 50 млн пассажиров в год. Аэропорт осуществляет инвестиционную программу объемом 7 млрд евро для строительства четвертой полосы и развития аэропорта для увеличения пассажиропотока до 90 млн человек в год. В Мюнхене поток сегодня 30 млн пассажиров. Они работают над третьей полосой, чтобы увеличить поток до 50 млн. Для нас третья полоса в самое ближайшее время станет необходимостью. Но в Пулково уже резервировать негде», - заявил вице-губернатор Юрий Молчанов.
Впрочем, отметила Валентина Матвиенко, «на ближайшие десять лет нам двух полос хватит».
Где именно будет зарезервирован участок для третьей полосы, чиновники не уточнили. В прошлом году, когда впервые Смольный заговорил об этом, речь шла о территории на границе Петербурга и Ломоносовского района Ленобласти.
А пока пассажиропоток Пулково не способен полностью загрузить даже две существующие ВПП. По данным гендиректора ОАО «Пулково» Андрея Мурова, они позволяют обслуживать до 50 млн пассажиров в год. Тогда как по итогам прошлого года через аэропорт прошло чуть более 7 млн человек. Проект реконструкции Пулково, который будет реализовывать консорциум «Воздушные ворота Северной столицы», предусматривает рост пассажиропотока к 2025 году до 24,8 млн человек. Так что даже через 15 лет у Пулково будет еще солидный запас, позволяющий аэропорту безболезненно нарастить поток вдвое. Если рост пойдет идти темпами, заложенными в программу развития аэропорта (то есть по 20% в год), то резерв двух действующих ВПП будет исчерпан лишь лет через 30.
Еще в прошлом году, когда пассажиропоток в Пулково рос, а не падал (по итогам первого полугодия 2009 года падение составляет 12,5% по сравнению с аналогичным периодом 2008-го), эксперты высказывали сомнение в том, что в обозримом будущем аэровокзалу понадобится расширение.
Но, по мнению руководителя аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олега Пантелеева, «уже сейчас имеет смысл резервировать территории, причем не только под полосы, но и для развития аэропортовой и приаэропортовой инфраструктуры в целом». Он считает, что если не предусмотреть это сейчас, то потом город может столкнуться с серьезными проблемами. В качестве примера может служить Геленджик, где уже возникла проблема, связанная с потребностями в развитии аэропорта. Его сдерживает необходимость выкупать земли вокруг существующего аэропорта у частных владельцев и винодельческих предприятий. А это всегда проблематично и значительно удорожает любой строительный проект. Аналогичная ситуация возникла и в международном аэропорту Шереметьево. Как только было объявлено о планах по закреплению прав на прилегающие к Шереметьево земли, участки стали скупать частные компании.
Эксперты затрудняются сейчас давать оценки, какова должна быть площадь зарезервированного участка и какова возможная стоимость строительства полосы. В компании «Новапорт» говорят, это будет зависеть от концепции развития аэропорта. Вилка может быть очень большая: одно дело, если новая полоса будет построена неподалеку от существующих, другое - на расстоянии 2-3 км. Речь идет как минимум о нескольких сотнях гектар.
По мнению директора по консалтингу и оценке Becar Realty Group Игоря Лучкова, «с одной стороны, хорошо, что стратегическое мышление наших властей простирается на несколько десятилетий вперед». Но с другой стороны, рассуждает эксперт, чиновники впоследствии могут столкнуться с той же проблемой, которая возникла при освобождении участков для строительства КАД и ЗСД от гаражей. «До какого-то момента их не трогали, хотя все и знали, что земля под гаражами отдана им в аренду. А потом, когда стали изымать эти участки, то пошла волна социального негатива», - говорит Игорь Лучков.
Проблемы могут возникнуть и с выкупом земли у собственников. В Ломоносовском районе на границе с Петербургом много садоводств, есть и частная застройка. Договориться с домовладельцами будет непросто. Тем более что недвижимость здесь достаточно дорогая. По данным консалтингового центра «Петербургской недвижимости», сегодня сотка дачной земли в Ломоносовском районе стоит 50-80 тысяч рублей, наделы под ИЖС продаются по 260-300 тыс.
Впрочем, Смольному не придется выкупать все наделы единовременно. Учитывая, сколько времени у него в запасе, пока будет исчерпан лимит двух ВПП Пулково, процесс может растянуться на десятилетия.
Стоимость сотки земли в Ломоносовском районе Ленобласти в зависимости от пакета коммуникаций, руб.
Коммуникации | мин | макс | средн |
Отсутствие коммуникаций | 15 000 | 300 000 | 147 000 |
Полный пакет коммуникаций (свет, вода, газ, канализация) |
120 000 | 936 000 | 379 000 |
Свет, вода, канализация (без газа) | 93 000 | 330 000 | 188 000 |
Только свет | 31 000 | 522 000 | 161 000 |
Источник: Консалтинговый центр «Петербургской недвижимости»