— Григорий Ефимович, на какой стадии находится сейчас строительство новой арены на Крестовском острове?

– На сегодняшний день полностью завершены земляные работы, забито примерно 11 тысяч свай. На 85% выполнен ростверк. А заканчивать его пока нельзя – до положительного заключения Главгосэкспертизы мы вынуждены не делать пилонов и оставлять места для устройства фундаментов под них. Вместе с тем ведутся работы по энергоцентру – он «вышел из-под земли» и будет готов в течение месяца. Также не забыта неподвижная часть выдвижного поля, находящаяся в зоне автомобильной стоянки.

Практически полностью (за исключением верхнего слоя) готов причал, осталось только уложить плиты и завершить углубление дна судоходного канала. За прошлый год работы выполнены на 50%. Их остановили после того, как наступили морозы и навигация закрылась.

Также сделано пробное устройство: установка полутораметровых свай со снятием нагрузки. Это техническое испытание, и его можно проводить без заключения экспертизы.

— По словам вице-губернатора администрации Петербурга Александра Вахмистрова, сроки сдачи нового стадиона сдвигаются. Соответствует ли это действительности? И каковы основные причины задержки?

– Объективное отставание от графика на 1–1,5 месяца действительно существует, поскольку фронт работ меньше, чем мы можем и хотим делать. Сейчас на площадке – около 200 человек. При полной загрузке должно быть свыше тысячи. Причина все та же: фундаментов под пилоны мы не делаем, ожидая результатов Главгосэкспертизы. Эти временные потери стараемся компенсировать за счет выполнения других дел.

— Каким все-таки будет поле стадиона, выдвижным или нет?

– Поле нового стадиона будет выдвижным. Решение озвучено губернатором Северной столицы Валентиной Матвиенко.

— Президент «Зенита» Александр Дюков заявлял, что стоимость строительства арены будет несколько выше запланированной. На какую примерно сумму? В чем основная причина удорожания?

– Причины удорожания заключаются не столько в росте цен на материалы, сколько в непосредственном увеличении объемов строительства. Предварительная стоимость стадиона, рассчитанная на основе архитектурной концепции Кисе Курокавы, составляет 6,67 млрд руб. Но не надо путать понятия «проект» и «архитектурная концепция». Курокава никогда не делал проекта, у него была архитектурная концепция. А определить по рисунку стоимость строительства просто невозможно. Сейчас проект полностью выполнен и отдан на согласование в Главгосэкспертизу. Но пока он не утвержден – нет и никакой цены, кроме той, что фигурирует в госконтракте.

Что можно отнести к основной причине удорожания, так это систему выдвижного поля. В своей архитектурной концепции Кисе Курокава его не предусматривал – оно было модульным, вывозимым погрузчиками. Потом было принято решение сделать площадку выдвижной. А это достаточно дорогая конструкция. Но основная причина увеличения стоимости кроется не столько в самом поле, сколько в его устройстве.

Из 11 тысяч свай практически половина – под газоном. Не будь он выдвижным, это было бы просто не нужно. Как вы понимаете, вес 22 футболистов, трех судей, ворот, мяча и даже запасных игроков и тренеров не требует свайного основания.

Но так как выдвижное поле весит 11 тысяч тонн, то под него необходимо установить 5,5 тысяч свай. Что и сделано. Кроме того, конструкция достаточно сложна. И для нормального движения площадки необходимо основание с идеальной горизонтальной поверхностью – намного точнее, чем, скажем, взлетно-посадочная полоса аэропорта. Также требуется и другое оборудование, достаточно сложное и технически совершенное. К примеру, надо сделать качественную опорную часть для мощного гидравлического устройства, которое нужно для поднятия трибун. А поскольку моренные глины в районе строительства находятся на глубине 30 м, то и основание необходимо делать с учетом этого.

Все перечисленные работы весьма затратные. Помимо этого, стадион – сооружение многофункциональное и всесезонное. И это приводит к увеличению количества кондиционированных площадей до 105 тыс. кв. м, что в три раза больше, чем, например, на мюнхенской «Альянс Арене».

— Какие меры безопасности будут предусмотрены на новом стадионе?

– Мы провели и продолжаем проводить большую работу по обеспечению безопасности строящегося сооружения. Например, никогда до этого в России не производился просчет колебаний всего сооружения в сборе. Обычно рассчитывается математическая модель отдельных элементов – крыши, свай, оснований и т. д. У нас сделан просчет не просто всего сооружения в целом, а всех видов колебаний двумя независимыми друг от друга исследовательскими группами. И результаты сошлись (разница крайне мала, в пределах математической погрешности). Благодаря этому удалось учесть картину всех видов колебаний. Это очень важно, поскольку во время футбольных матчей болельщики выражают свои эмоции – топают, хлопают, и надо избежать возникновения недопустимых колебаний трибун.

Досье «ДН»::

Григорий Фельдман, генеральный директор ООО «АВАНТ»

Родился 17 января 1965 года в Ленинграде. Имеет два высших образования: медицинское и экономическое. Занимается бизнесом с 1992 года.

1993 год – генеральный директор Ассоциации «Экватор»; 1999  – генеральный директор группы компаний по разработке и производству промышленного оборудования; с 2004 года председатель совета директоров ООО «СИНТЕЗ ДЕВЕЛОПМЕНТ; с июня 2005 по март 2007 – генеральный директор ОАО «Юго-Западная ТЭЦ»; с декабря 2006 года по апрель 2007 – генеральный директор ООО «Синтез-СУИ»; с апреля 2007 года по настоящее время – генеральный директор ООО «АВАНТ».

Источник: данные компании

Что касается защиты от терактов… Данный стадион может пострадать только в двух случаях – если в него прямо врежется трансконтинентальный авиалайнер либо сотня террористов – каждый с ящиком взрывчатки – поднимутся наверх и там ее аккуратно уложат. Были произведены расчеты, согласно которым ничего не произойдет, даже если в один из пилонов врежется грузовик со взрывчаткой. Это не приведет к разрушению стадиона. Фасад пострадает, и все.

Для безопасности крыши предусмотрена двойная система вант специальной конструкции, состоящей из отдельных элементов. И даже если лопнут одновременно все ванты (что совсем невероятно), то крыша просто ляжет на верхний обод трибун, но зрители не пострадают.

Текст: Олег Булух