– Кто он – современный архитектор? Какие требования предъявляет к нему жизнь?

– Это те же требования, что и сто, и двести, и пятьсот лет назад. Их можно свести к известной формуле Витрувия: «Польза, прочность, красота». К ней сложно что-нибудь добавить. Застройщик всегда хочет одного – построить быстрее и дешевле. Но при этом ждет, что здание будет красивым, качественным и принесет хорошую прибыль после продажи – ничего в человеческой психологии не изменилось. Все наши девелоперы стремятся к тому же.

– Как вам удается соответствовать их ожиданиям?

– Меняется рыночная конъюнктура, динамично развиваются технологии, поэтому современный архитектор должен прежде всего постоянно поддерживать свой профессиональный уровень. Если говорить о фирме – систематически обучать сотрудников. Производители строительных материалов, иные заинтересованные организации постоянно проводят занятия, семинары. И тот, кто стремится идти в ногу со временем, имеет сегодня для этого все возможности.

– Как вы оцениваете уровень подготовки нынешних молодых специалистов?

– Говоря откровенно, невысоко. Среди общей массы есть, конечно, люди, подающие надежды, но это исключение, а не правило. Проблемы высшей школы носят системный характер. Главная из них – недофинансирование, низкая заработная плата профессорско-преподавательского состава. Соответственно, и уровень подготовки не самый высокий: профессионалы в вузы не идут.

Зачастую преподают люди, которые сами мало что построили. Студентов загружают бесполезными дисциплинами, а собственно специальной подготовке уделяется все меньше и меньше времени. Ну зачем архитектору политология или социология?! Может быть, одна-две установочные лекции и необходимы, но не целый же семестр, со сдачей экзамена! В результате выпускники имеют самое отдаленное представление о том, что такое стройка и строительство вообще. Не могут спроектировать даже односемейный домик. Им по силам нарисовать только его план, а что касается проработки деталей, современных материалов – этого они не знают. Ведь учат их зачастую по методичкам 60-х годов прошлого века.

– Каковы сегодня характерные черты петербургской архитектурной школы?

– Наша архитектурная школа действительно отличается от московской. Академия художеств была основана в Петербурге, и до революции Москву застраивали в основном выпускники этого учебного заведения. Столица и наш город – все-таки разные, и традиции у них разные. Что характеризует сегодня петербургскую школу? Европейская строгость и сдержанность. В Петербурге здания выделяются не размерами и высотой, а качеством фасадов и тщательной проработкой деталей...

В Петербурге здания выделяются не размерами и высотой, а качеством фасадов и тщательной проработкой деталей...

Профессиональная архитектурная среда Северной столицы отражает развитие общества в целом. Наблюдаются те же процессы, что были характерны для среды ученых, преподавателей и инженеров из других областей: разброд и шатания 90-х годов сменились воcтребованноcтью в начале нового тысячелетия и супервостребованностью сегодня. Так же, как и в любой профессиональной среде, у нас есть патриархи и лидеры, есть талантливая молодежь, и есть обыкновенные ремесленники. Количество талантливых людей, как и в любой сфере, невелико. И это нормально.

– Город, как живой организм, развивается и меняется. В историческую часть «вклиниваются» новые здания.

Какие архитектурные решения помогают вписать новые формы в общее архитектурное пространство города, создать гармонию с окружающей средой?

– Ответ прост и ясен: решения должны быть профессиональными. Архитектура вообще не терпит дилетантизма.

Когда сто лет тому назад строились Елисеевский магазин и Дом книги, раздавались те же возгласы: «Не вписывается!» А сегодня без этих зданий немыслим архитектурный облик Невского проспекта. Именно профессионализм, а не слепое копирование – залог успеха. Новые формы профессионально сделанного здания, по-моему, важнее для города, нежели образцы неудачного, неуместного «историзма».

– Как вы относитесь к существующему высотному регламенту? Необходима ли его корректировка?

– Полагаю, что высотный регламент в центре города должен быть весьма и весьма жестким. И вместе с тем более подробным, а не задавать «среднюю температуру по больнице». Центр города не однороден, поэтому и регламент должен учитывать этот фактор; где-то можно и повыше, а где-то и пониже. Следует более подробно, буквально для каждого квартала, разрабатывать свои высотные параметры.

Конечно, для города это сложно. Значит, деньги на такие разработки должны выделять инвесторы. Нужно отметить, что подобные работы кое-где уже ведутся; временные регламенты застройки появляются для отдельных участков, но их качество оставляет желать лучшего.

– И как в этой связи можно прокомментировать планы по строительству «Газпром-Сити»?

– Я придерживаюсь позиции Союза архитекторов Санкт-Петербурга, единогласно высказавшегося против строительства. Очень жаль, что многие деятели искусства с экранов телевизоров активно пропагандируют эту идею.

– Расскажите о ваших последних проектах, таких как здание ОАО «Внешторгбанк», «Невская ратуша», «Морской фасад». Как проходило сотрудничество с иностранными партнерами, взаимодействие с властными структурами?

– О каких-либо результатах по проектам зданий «Внешторгбанка» и «Невской ратуши» говорить пока преждевременно. Мы с нашими немецкими партнерами выиграли конкурс. Одержана первая победа – значит, сотрудничество было плодотворным. Что же касается «Морского фасада», там проектируется комплекс жилья для среднего класса.

Досье «ДН»:

Евгений Герасимов
генеральный директор архитектурной мастерской «Евгений Герасимов и партнеры»

Родился в 1960 году в городе Бийск Алтайского края. В 1983 году окончил Ленинградский инженерно-строительный институт. С 1983 по 1990 годы работал в ЛенНИИПроекте в должности начальника группы архитекторов.

Архитектурная мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» (партнеры – Виктор Хиврич, Зоя Петрова) основана в Петербурге в 1991 году. Основным направлением деятельности является проектирование элитного жилья и общественных зданий. Проекты архитектурной мастерской были не раз отмечены золотыми и серебряными дипломами Всероссийского архитектурного фестиваля «Зодчество».

Источник: данные компании

Думаю, большой интерес для городского архитектурного сообщества будут иметь результаты нашей работы по гостинице на площади Островского. Там после четырнадцати лет кропотливого труда начинают снимать леса. Будет что обсудить в будущем, в рамках дискуссии об историзме и соответствии стилям.

А что касается взаимодействия с властными структурами… Не секрет: процесс согласования настолько сложен, настолько непредсказуем, растянут во времени, настолько субъективен, что девелоперы, застройщики стонут от бесконечного количества регламентов и бюрократических процедур! Строительство идет не благодаря участию властных структур, а вопреки ему. Чиновники выпускают немыслимое количество противоречащих инструкций. И делается это на всех уровнях. Думаю, такое положение характерно только для нашей страны, ну, может быть, еще для Китая.

Текст: Сергей Васильев