Открыл встречу в рамках расширенного заседания региональной рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» ее руководитель, член регионального штаба ОНФ в Санкт-Петербурге, генеральный директор Фонда «Общественный контроль» Павел Созинов.
Касаясь вопросов качественного предоставления жилищных услуг населению, он сообщил, что на сегодняшний день нет четкой границы между применением видов и составов работ по текущему и капитальному ремонту. Необходимо принятие соответствующего нормативно-правового акта. Также необходимо наладить строительный контроль и надзор в области проведения капитального ремонта.
«В настоящее время контрольные функции за процессом капитального ремонта полностью возложены на структурные подразделения фондов капремонта. При реализации программ капремонта необходимо проводить обязательную экспертизу проектов и смет работ по капремонту. Должен быть контроль расходования денежных средств и контроль качества работ по капремонту. Нами также сформулированы предложения относительно проблематики инспекционного контроля жилищного фонда. Так, основной упор государственным жилищным инспекциям (ГЖИ) необходимо сделать на техническую инвентаризацию фонда. Для этого, во-первых, необходимо переоснащение материально-технической базы ГЖИ, создание соответствующих технических служб. Вторым направлением может стать функционал упраздненных БТИ, действующих МВК в части перепланировок. Третье направление для инспекций – проведение проектной экспертизы и дальнейшего строительного контроля при капитальном и текущем ремонте. То есть речь идет о структуре, ведущей комплексный надзор за техническим состоянием жилых зданий во временной динамике», – заявил Павел Созинов.
В свою очередь помощник полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Сергей Зимин отметил, что вопрос предоставления населению качественных услуг в области ЖКХ надо решать. В связи с этим требуется дальнейшее совершенствование законодательной и нормативно-технической базы в этой области. Президентом РФ поставлен ряд принципиальных задач, которые нашли отражение в Указе Президента РФ № 600. Мониторинг реализации майских указов на Севере-Западе активно проводится в рамках деятельности рабочих групп ОНФ при постоянном взаимодействии с экспертами аппарата полпредства в СЗФО. Также Сергей Зимин обратил внимание, что в настоящее время в стране наблюдается спад жилищного строительства. Связан этот фактор с множеством причин, в том числе с падением доходов населения. «Необходимо дать бизнесу преференции, так как уже очевидно, что уровень благосостояния населения падает, субсидированная ипотека скоро будет давать все меньший эффект, а застройщики не смогут продавать квартиры», – подчеркнул помощник полпреда.
Ответственный секретарь Координационного совета Юрий Курикалов считает, что новым драйвером жилищной отрасли могло бы стать создание фонда арендного жилья эконом-класса, что поможет решить жилищный вопрос многих граждан. Наиболее удачная схема создания рынка арендных домов на основе применения государственно-частного партнерства.
«Чтобы простимулировать девелоперов возводить наемные дома, в качестве преференций можно, например, обнулить ставку по налогу на недвижимость, землю под строительство арендного жилья предоставлять целевым назначением, если есть желающие. Необходимо уйти от серых схем и сформировать цивилизованный рынок найма», – сказал Сергей Зимин.
Первый заместитель генерального директора компании «КОАЛКО – Девелопмент» Михаил Викторов полагает, что при строительстве как арендного, так и социального жилья государство должно брать на себя расходы на строительство инженерных сетей.
По мнению Валентины Захаркиной, руководителя департамента архитектуры и градостроительной политики Новгородской области, действительно необходимо для развития рынка арендного жилья решить проблемы, связанные с предоставлением земли целевым образом без взимания платы и подготовкой земельного участка с дальнейшим обеспечением инженерными сетями за счет средств бюджета. В качестве пилотного проекта были приобретены десять квартир, которые уже сдаются в аренду по цене ниже рыночной на 20%, одна квартира выкуплена. У граждан изначально была возможность заключать долгосрочные договоры аренды с дальнейшей перспективой выкупа. В связи с многочисленными обращениями граждан правительство Новгородской области рассматривает возможность строительства целого дома, суммарные затраты на его возведение могут составить порядка 100 млн.
Представители строительных компаний пока только рассматривают перспективы строительства арендного жилья. Михаил Зарубин, генеральный директор ЗАО «47 Трест», подчеркнул, что в настоящее время более актуальным является продление программы ипотеки с господдержкой – благодаря ей многие застройщики сейчас остаются на плаву.
Заместитель председателя Жилищного комитета Санкт-Петербурга Игорь Кокарев признался, что у города недостаточно бюджетных средств на масштабное развитие арендного жилья. Тем не менее нельзя отказываться от мер по обеспечению доступности жилья для граждан и необходимо развивать схему жилищно-строительных кооперативов.
Ирина Кузьма, заместитель директора ФАУ «РосКапСтрой», сообщила, что в условиях проходящей реформы саморегулирования важно решить задачу качественного исполнения госконтрактов. Помочь избежать многих трудностей могли бы типовые контракты, разрабатываемые сейчас службой единого технического заказчика.
Сопредседатель регионального штаба ОНФ в Ленинградской области Александр Кузьмин рассказал о проблемах реализации программы капитального ремонта многоквартирными домами (МКД) в регионе. «Программа капитального ремонта нужна, другой альтернативы пока нет. Это осознают и сами граждане, что косвенно подтверждает высокий уровень сбора платежей за капитальный ремонт в Ленинградской области. В то же время все чаще звучат вопросы о механизме и темпах реализации данной программы в регионе. Средства аккумулируют в большем объеме, нежели этого требует краткосрочный адресный план. По факту осваивается средств еще меньше. В Ленинградской области уже идет речь о срыве программы капремонта. К сожалению, это чревато тем, что граждане разуверятся в целесообразности этой программы, упадет уровень собираемости платежей», – заявил Александр Кузьмин.
Указом Президента РФ № 600 от 07.05.2012 был поставлен ряд задач по повышению качества жилищно-коммунальных услуг в Российской Федерации. Введение в 2015 году входного контроля на рынок управления МКД и конкретизация минимальных требований к УК ограничили количество игроков и создали условия для возникновения конкуренции. При этом одним из инструментов регулирования качества услуг и обоснования их стоимости является стандартизация. Принятие Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» открыло широкие возможности для формирования национальной системы стандартизации услуг в сфере ЖКХ.
В своем докладе Павел Жбанов, руководитель рабочей группы «Качество повседневной жизни» Московского регионального отделения ОНФ, заместитель директора ФАУ «РосКапСтрой», рассказал о стандартизации услуг по управлению МКД. «Стандарт оценки опыта и деловой репутации должен коррелировать с лицензионными требованиями, которые есть у управляющих организаций. Но нужно понимать, что это два разных механизма. Лицензионные требования к компаниям – это своего рода минимальный набор и допуск на рынок. Стандарт деловой репутации имеет гораздо более широкий набор критериев. И именно этот набор параметров позволяет жителю оценить управляющую компанию и осуществить выбор».
Заместитель председателя Технического комитета по стандартизации 066 Росстандарта «Оценка опыта и деловой репутации» Евгений Лубашев предложил активнее внедрять базовые профессиональные и национальные стандарты в сфере ЖКХ. В настоящее время Технические комитеты по стандартизации 066 и 393 «Услуги в области жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами» в рамках заключенных соглашений разрабатывают стандарты, связанные с оценкой опыта и деловой репутации управляющих компаний МКД, организаций теплоснабжения, водоснабжения, благоустройства и др.
Исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль», заместитель председателя общественного совета Минстроя России Светлана Разворотнева рассказала об актуальных проблемах в сфере управления МКД. «Сфера управления многоквартирными домами является одной из самых социально болезненных. Мы каждый квартал проводим рейтингование проблем, и неизменно эта тема занимает второе место. С одной стороны, вся ответственность возложена на граждан, с другой стороны, государство все больше вмешивается в эту сферу, причем вмешивается вроде бы в защиту интересов граждан, но эта защита происходит зачастую за счет самих же граждан. Наиболее ярко противоречие проявляется в управлении ветхими и малоквартирными домами, где расценки такие же, как в больших и новых домах. Причем все понимают, что стоимость управления здесь гораздо выше. Пути два: либо выставлять всем реальный тариф и субсидировать тех, кто не в состоянии платить, либо давать общую субсидию, например, из муниципального бюджета. Но пока по факту происходит перекрестное субсидирование, то есть за это платят другие собственники», – заявила Светлана Разворотнева.