Сейчас УК, в том числе за счет собственных средств, перечисляют РСО оплату поставленных коммунальных услуг в полном объеме независимо от того, все ли жильцы производят своевременную оплату квитанций за жилищно-коммунальные услуги (квартплату) в управляющую компанию, то есть без учета задолженности жильцов. При этом в случаях отключения коммунальных услуг по причинам выхода из строя инженерных сетей и (или) производства на них ремонтных работ с одновременным отключением, по мнению жильцов многоквартирных домов, управляющие компании осуществляют недопоставку коммунальных услуг.

Эта и другие проблемы поднимались на заседании рабочей группы «Качество повседневной жизни» Общероссийского народного фронта в Санкт-Петербурге по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и деятельности управляющих компаний.

По мнению представителей управляющих компаний, сейчас все большее количество горожан готовы напрямую платить ресурсоснабжающим организациям. Сами компании, осуществляющие генерацию коммунальных услуг (водоснабжение, теплоснабжение), не против этого.

На сегодняшний день все вопросы расчетов регулируются Жилищным кодексом. Согласно ЖК РФ граждане вправе оплачивать прямые счета ресурсоснабжающих организаций. Однако для должного контроля за количеством той или иной коммунальной услуги основной договор с РСО по-прежнему остается с управляющей компанией, то есть не заключается отдельный договор с каждым собственником, как, например, это делают поставщики электроэнергии.

Сейчас в Госдуме РФ находится законопроект, который предусматривает механизм перехода ресурсоснабжающей организации (поставщики тепловой и электрической энергии, горячей и холодной воды, газа) на прямые расчеты с населением за коммунальные ресурсы. Этот документ прошел согласования в Минкомсвязи, Минэкономразвития, Минэнерго, ФАС и Минюсте и в ближайшее время должен поступить в аппарат правительства.

Однако для добросовестных граждан порядок оплаты пока не изменится. По мнению руководителей управляющих организаций, органы государственной власти, курирующие сферу ЖКХ, настаивают, чтобы платежи шли через ГУП «ВЦКП ЖХ». ГУП обслуживает более 70% платежей за жилищно-коммунальные услуги в Санкт-Петербурге. На сегодняшний момент ГУП взимают за свои услуги 3,2% от общей суммы платежей жителей домов. В качестве альтернативы можно было бы использовать другие расчетные центры. Пока же ГУП «ВЦКП ЖХ» как структура, непосредственно подчиненная городу, фактически монополизирует этот вид услуг.

«Необходимо сделать расчеты между всеми участниками платежей за жилищно-коммунальные услуги – жильцами, управляющими компаниями, ресурсоснабжающими организациями – прозрачными, а финансовую нагрузку на граждан меньше», – уверен руководитель рабочей группы «Качество повседневной жизни» Общероссийского народного фронта в Санкт-Петербурге, член регионального штаба ОНФ Павел Созинов.

С 1 июля 2016 года управляющие компании столкнутся еще с одной проблемой. Трудовая инспекция, которая осуществляет контроль за соблюдением трудового законодательства, может налагать штрафы, если УК не перейдут на новые профстандарты для своих работников. Федеральный закон № 122-ФЗ был принят в мае 2015 года и предусматривает поправки в Трудовой кодекс РФ. Статьи 195.2 и 195.3 ТК РФ поясняют, что если в законе есть квалификационные требования, то применение профстандарта в части этих требований обязательно для каждого работодателя. На совещании обсуждались новые требования к освидетельствованию трудового персонала УК, который непосредственно обслуживает дома петербуржцев.

Сейчас каждый работник УК должен пройти в специализированной фирме освидетельствование на соответствие этим стандартам. Для УК это, по сути, дополнительные поборы – каждое такое освидетельствование работников стоит сотни тысяч рублей. Потом по факту приходит трудовая инспекция и указывает, что количество метел и ведер не соответствует требованиям стандартов. Каждое такое несоответствие – это десятки тысяч рублей штрафов. Понятно, что УК потом перекладывает эти расходы на жителей дома.

«Практика показывает, что требования стандартов могут не отвечать жизненным реалиям. Более того, эта ситуация несет коррупционную составляющую. Например, надзорный орган выясняет, какого размера ведро использует кровельщик для работы. Если он возьмет ведро больше, чем указано в стандарте, это нарушение и автоматический штраф. Необходимо привести эти требования к сегодняшним реалиям с применением адекватных мер», – говорит эксперт ОНФ Павел Созинов.

ОНФ будет и дальше заниматься выработкой мер по вышеуказанным проблемам, которые будут способствовать решению вопроса повышения качества предоставляемых услуг ЖКХ, поставленного президентом России, лидером ОНФ Владимиром Путиным в мае 2013 года на заседании Государственного совета РФ «О мерах по повышению качества предоставления жилищно-коммунальных услуг».

Текст: Алексей Николаев    Фото: предоставлено ОНФ