Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) запустило пилотный проект с новым форматом ипотечного кредитования. Теперь консультировать клиентов по вопросам приобретения ипотечных продуктов Агентства, принимать пакеты документов и организовывать сделку будут сотрудники строительных компаний.

Большие надежды

По сути, Агентство удаляет из цепочки банки и региональных операторов. В пилоте участвуют Группа компаний «ПИК», ГК «Мортон», ГК «Интеко», ГК «КОРТРОС», ГК «ОПИН», «МР Групп» и корпорация «Баркли».

«Технология предусматривает выдачу займов с баланса АИЖК по поручению заемщика на счет застройщика, – поясняют в Агентстве. – Решение о выдаче займа АИЖК принимает самостоятельно. По итогам реализации пилотного проекта АИЖК рассмотрит возможность подключения к агентской технологии новых партнеров».

Как пояснили БН в офисе продаж ГК «Мортон», по данному продукту действуют стандартные процентные ставки АИЖК. Напомним, с 1 апреля АИЖК обновило линейку ипотечных продуктов. По «Ипотеке с государственной поддержкой» ставки теперь составляют 11,5-12%, по продукту «Приобретение квартиры на этапе строительства» – от 13,25%.

Уточним, по объектам других застройщиков выдача ипотеки через партнерские организации пока не сворачивается. При этом даже в Москве новое предложение распространяется не на все новостройки участвующих в пилоте застройщиков. Соответственно, пилотное предложение вообще не касается жилья в Петербурге. В частности, как прокомментировали в отделе продаж компании «Патриот Нева» (петербургского девелоперского подразделения «Интеко»), никаких распоряжений работать по новому продукту им не поступало.

Но, если пилот будет признан успешным, без посредников начнут работать и петербургские строители.

Лишние люди

Отметим, что сама по себе схема, при которой заемщик оформляет кредит в офисе строительной компании, не нова. Например, Северо-Западный банк Сбербанка РФ сотрудничает с 700 партнерами. Только в Петербурге и Ленобласти число компаний-партнеров составляет 400 организаций. Для справки – к партнерам относятся аккредитованные застройщики и агентства недвижимости, получившие от Сбербанка право принимать ипотечную заявку в своем офисе. Число заявок, поступающих от партнеров, стабильно растет и сегодня составляет около 50%. Менеджеры Сбербанка сами настойчиво предлагают клиентам обслуживаться через партнеров, а не напрямую. Делается это, чтобы максимально разгрузить собственных сотрудников и переориентировать их на решение других задач.

В то же время, как подсказывает генеральный директор «Первого ипотечного агентства» Максим Ельцов, АИЖК много лет и массу усилий потратило на создание разветвленной сети региональных представителей. «Их продукты всегда были наиболее востребованы в регионах, в Петербурге и Москве значительно меньше», – уточняет руководитель ГК «Банк Жилищных Решений» Роман Корников.

А сейчас, похоже, Агентство собирается от этой сети избавиться.

«Не очень понятно, зачем АИЖК собой и застройщиками подменяет банки, – недоумевает независимый эксперт, экс-заместитель генерального директора АИЖК Марина Малайчик. – Тем более что оно несколько раз декларировало уход с первичного ипотечного рынка. Банки умеют выдавать кредиты, застройщики умеют строить. Зачем смешивать эти функции?»

Кстати, это уже второе решение Агентства с начала года, бьющее по партнерам. Так, ранее АИЖК разрешало банкам-партнерам держать кредиты у себя на балансе, что позволяло игрокам более тесно общаться с клиентами и зарабатывать на дополнительных услугах. Теперь же все займы передаются на обслуживание в ВТБ 24.

А где удобства?

В АИЖК уверяют, что новый формат улучшает качество обслуживания. «Заем по стандартам АИЖК можно будет получить непосредственно в офисе застройщика, что значительно сэкономит время на покупку жилья», – говорится в релизе.

«Выгоды в дистанционной выдаче очевидны – клиенту не нужно посещать офисы, кредитору не нужно содержать офисы, одному это экономит время, другому – деньги», – не спорит Марина Малайчик. «Вариант, когда устраняются посредники, всегда лучше и интересней», – соглашается и начальник отдела маркетинга «Санкт-Петербургского центра доступного жилья» Юрий Варламов. То есть АИЖК тестирует потенциально удобную для конечных потребителей услугу.

«Другой вопрос, как это будет воплощено. Ведь у нас всегда проблемы возникают на стадии реализации», – считает важным оговориться Юрий Варламов. В частности, эксперт опасается, что на первых порах клиенты столкнутся с некомпетентностью сотрудников застройщика.

Со своей стороны добавим, что вряд ли отделы продаж участвующих в эксперименте застройщиков будут обслуживать сделки с квартирами своих конкурентов. Прежде потенциальному заемщику было достаточно обратиться к одному оператору, и тот предоставлял информацию по всему спектру предложений на рынке. Теперь же придется изучать отдельно каждое предложение.
 

Текст: Игорь Чубаха    Фото: Алексей Александронок