Похоже, сегодня именно на валютных заемщиках банкиры будут отрабатывать технику будущего изъятия залоговых квартир у безнадежных должников по рублевой ипотеке.

Россия долговая

По оценке зампреда Банка России Михаила Сухова сегодня задолженности перед банками имеют порядка 38 млн граждан (прежде всего, это кредиты наличными и долги по кредитным картам). При этом численность экономически активного населения составляет около 76 млн человек или 52% от общей численности населения страны.

Собственно же по ипотеке на начало года долги россиян составляли 132 млрд рублей и продолжают расти. Напомним, что в случае признания ипотечного долга безнадежным, кредитор вправе лишить заемщика и единственного жилища.

Впрочем, рискуют расстаться с принадлежащими им объектами недвижимости и граждане, накопившие большие долги по другим видам займов. Кроме того, у таких граждан жилье могут арестовать без выселения (проживать – можно, распоряжаться – нет). 

Поэтому для многих россиян крайне важны любые изменения правил игры на долговом рынке. Одни из последних новаций выгодны должникам, другие – нет.

Штраф-лайт и помощь должникам

К хорошим новостям можно отнести сообщение о поправках в ФЗ «Об ипотеке». Согласно этому законопроекту размер начисляемой банком неустойки при нарушении сроков гашения кредитов будет ограничен. Штраф не сможет превышать 20% годовых или 0,1% от просроченной задолженности за каждый день нарушения обязательств.

Как ранее писал БН, против законопроекта выступило банковское лобби и обратилось в ЦБ с просьбой дать документу негативную оценку. Однако банкиры не были услышаны, ЦБ и Правительство РФ поддержали законодателей. И 15 марта законопроект был принят в первом чтении.

Со своей стороны, Агентство по ипотечному жилищному кредитованию в лице главы ведомства Александра Плутника пообещало разработать дополнения в программу помощи ипотечным заемщикам. В частности, обещаны консультации с инициативной группой валютных заемщиков.
«Мы смотрим их предложения, ищем компромиссы и определяем, с чем можем выходить на правительство и дополнить уже работающую программу», – обещает глава АИЖК.

Закон, что дышло

Тем временем в СМИ попала информация по завершенным судебным делам о банкротстве физлиц в Петербурге. За полгода в Арбитражный суд СПб и Ленобласти было подано свыше 800 заявлений. Пока удовлетворено 120 исков.

БН опросил нескольких участников ипотечного рынка, сколько исков они подали с начала действия закона – с 1 октября 2015 года. «В целом по Петербургу число поданных заявлений идет на десятки, – сообщил представитель петербургского филиала ВТБ24 Иван Макаров. – Но при этом иски не подаются к ипотечным должникам».

«Мы пока иски не подавали», – в свою очередь сообщила начальник ипотечного центра Санкт-Петербургского филиала «Промсвязьбанка» Светлана Четина.

«В “Абсолют Банке” тоже нет подобной практики, – добавляет замуправляющего филиалом банка в Петербурге Мария Батталова. – При просрочке более 90 дней мы просто перепродаем долг коллекторам».

Проще говоря, при разбирательствах с ипотечными должниками банкиры прибегать к помощи закона «О банкротстве физлиц» пока не спешат.

Ой, что будет

Как констатирует генеральный директор «Агентства Судебного Взыскания» Максим Богомолов, в настоящее время банки не спешат с обращением в суды при работе с безнадежными ипотечными долгами. То есть основной акцент в работе с должниками ставится на досудебное взыскание. «Это связано с тем, что само судебное разбирательство даже при гарантированном успехе является весьма затратной процедурой», – поясняет эксперт.

Однако бесконечно ограничиваться «досудебными» операциями нельзя. Поэтому в наступившем году можно ожидать существенного роста обращений в суд.

«С долговым портфелем нужно будет что-то делать: продать, отдать на аутсорсинг, – поясняет Максим Богомолов. – Тем более что сохранение на балансе долгов обязывает банк дополнительно резервировать, то есть держать мертвым грузом, значительные денежные суммы».

Представитель Петербургского движения валютных заемщиков Галина Григорьева сообщила БН, что в судебной практике уже можно выделить определенные характерные приемы. «На протяжении прошлого года многие банки соблюдали негласный мораторий на подачу исков в суд, – рассказала она. – Но сейчас каждый день назначаются новые и новые слушания». По ее словам, появилась установка решать такие дела предельно быстро – на все про все не более двух месяцев.

Таким образом, информационный фон долгового рынка в целом вряд ли можно считать позитивным для должников. И, похоже, банки оттачивают методы и навыки юридической борьбы с должниками на случай массовых дефолтов рублевых заемщиков.

Текст: Игорь Чубаха    Фото: Алексей Александронок